Основной задачей центра является формирование новой социо-гуманитарной парадигмы, нацеленной на формирование мировоззрения у молодёжи.
С одной стороны – дело хорошее. На протяжении всего постсоветского периода правительство так и не озаботилось разработкой и внедрением единой общегосударственной идеологии. Не считая того, что функции идеологического «обкома» были переданы Церкви, что само по себе и сомнительно, и деструктивно, т.к. деятельность РПЦ во времена царизма носила отпечаток тоталитарности. С другой стороны, обращение к философии Ильина, которая стала центральной в деятельности ильинского центра при РГГУ весьма и весьма настораживает.
Дело в том, что Ильин после иммиграции в 1922 г. известен как пособник немецкого фашизма. Во-первых, в Германии он был на службе у фашистского режима, работал в «Русском институте». Данный институт создан русскими эмигрантами 17 февраля 1923 года в Берлине и входил в «Лигу Обера», в составе которой находились все фашистские организации, в т.ч. НАСДАП и фашисты Италии. Во-вторых, его философия отмечена элементами русского нацизма, зашитыми в философский контекст. Об этом известно каждому студенту философского факультета. В-третьих, в своих статьях, опубликованных в «Письмах о фашизме» (1925-26) и журнале «Русский колокол» он создал целую апологию немецкого фашизма. В момент прихода к власти А. Гитлера в 1933 году Ильин разразился восторженной «одой» в статье «Национал-социализм. Новый дух». В это же время Ильин радуется нападению гитлеровской Германии на Советский Союз. Основные его чаяния – победа фашистской армии и развал Советского государства.
Естественно, что создание ильинского центра РГГУ вызвало недоумение и протест. Студенты-патриоты составили петицию с требованием о закрытии этого рассадника сомнительных идей. Депутат Государственной Думы от КПРФ Владимир Исаков направил запрос в Минобрнауки и Генпрокуратуру с требованием проверить законность действий РГГУ, т.к. взгляды Ильина попадают под статью УК «Реабилитация нацизма». В. Исаков пишет: «У фашизма не может быть оттенков или национальностей. Нет украинского, немецкого фашизма – это всё одно. Критикуя Степана Бендеру, мы не можем обелять Ивана Ильина». И в этом он совершенно прав.
В 1990-х годах на «русской национальной идее» Ильина была создана национал-большевистская партия (запрещена в России). Организовали её А. Дугин, Э. Лимонов, Е. Летов. Её деятельность выразилась в создании незаконного вооруженного формирования и призывах к насильственному свержению власти. В результате чего Э. Лимонова в 2003 г. постигло уголовное наказание за экстремизм, а Дугину и Летову странным образом удалось его избежать. К слову, о национализме, — наш президент на протяжении всех своих сроков исполнения обязанностей главы государства регулярно его порицает. В.В. Путин как-то сказал: «Когда я слушаю ура-патриотов — такие люди везде есть, в любом обществе, — в том числе тех, кто говорит, что Россия только для русских, знаете, у меня чувство тревоги возникает» (цитата по ТАСС). «Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, следует бережно относиться к межнациональному миру в государстве», — отметил президент на встрече с военными лётчиками. Из чего следует, что В.В. Путин декларирует те же ценности, что были у нас в СССР, непримиримо высказывается против любых националистических идей.
Заступники ильинского центра РГГУ и, в частности, его идейный вдохновитель, руководитель и штатный профессор Александр Дугин тут же назвал протесты студентов и общественности происками украинской агентуры: «Да еще и не такую ждали, от украинской агентуры любую реакцию можно ждать». Дугин апеллирует к тому, что сервис change.org, на котором создана петиция, является американским. И поэтому все голоса он считает «накрученными». На сегодняшний день под петицией стоит 27936 подписей.
Вызывает возмущение и ощущение непомерной странности, как чудаковатый профессор Дугин с непросто сомнительным, а с вопиющим бэкграундом умудрился пролезть в государственный вуз, создать там национал-лайт-версию того, в чём был замечен ранее. Дугин известен не только участием в экстремистской организации, но и своими чудаковатыми, утопическими идеями, порождёнными его мировоззрением. Персональная идеология А. Дугина начала формироваться еще в советское время. Будучи студентом (в 1980 году), он участвовал в мистическом объединении «Черный орден СС» (запрещено в России). В 1988 году состоял в национал-большевистском движение «Память» (запрещено в России). Его «бытовые» высказывания вызывают больше, чем улыбку. Например, он радикальный сторонник ношения бороды. Всех безбородых считает недочеловеками. В одном из интервью мы нашли такие утверждения Дугина: «человек без бороды – это не человек», «бритые люди выпадают из коллективного бессознательного и считываются нами, как перверты, какая-то невменяемая сволочь». Меня так и подмывает задать вопрос: нетоварищ Дугин, что, президент и большинство правительства, тоже? Что вы мне ответите на это, гражданин?
Наверняка найдутся те, кто скажет, мол, у Ильина и Дугина есть много продуктивного. Например, в книге «Родина и мы» он пишет, что человек обретает Родину только тогда, когда посвящает творческое состояние своей души и судьбы духовной судьбе своего народа. Правда, здорово? Конечно, если брать эту цитату отдельно от общей мировоззренческой концепции Ильина. Этим то приёмом и пользуется Дугин иже с ним. Они опускают личность и идеологизм Ильина, что называется, — выдёргивают цитаты из контекста, — и машут ими как знаменем. То же самое делают и украинские нацисты. Берут патриотические идеи С. Бендеры (признан в России экстремистом), «накрашивают им губы» и на них воспитывают приверженность населения. А затем, к этому добавляют националистические паттерны того же Бендеры. История про Ильина грозит тем же самым. Вначале на его патриотических идеях будет создана мировоззренческая база, а затем, к ней присоседят его же фашистски окрашенные идеологические паттерны.
Друзья, Ильин никогда не был патриотом. После революции до 1922 г. он успешно работал в большевистской России. Идейные разногласия ему нисколько не мешали. Когда он начал перегибать большевики не расстреляли его, а предложили покинуть страну. В эмиграции он так же замечательно встроился в систему, активно сотрудничал с фашистами, поливал грязью Родину, пока снова не оскандалился, в результате чего бежал в Швейцарию. Там он продолжал осуждать Гитлера, но активно поддерживал таких же фашистов Франко и Салазара.
В завершение отмечу следующее.
Первое. Лица, с поведенческой моделью Ильина и Дугина имеют определённый психологический профиль. В нём зашита склонность к националистическим взглядам и проявлению агрессии. У данных лиц подавленное агрессивное влечение проявляется в идеологическом отыгрывании. Но это до поры. Агрессивный радикал существует скрытно, а проявляется при «удобном» случае.
И второе. Сегодня Россия участвует в спецоперации. Главная задача которой – денацификация. И в это трудное время в тылу у ребят, проливающих кровь в борьбе с украинским нацизмом, прославляют апологета немецкого нацизма, называют его именем подразделение в РГГУ, формируют новое мировоззрение, с которым мы воевали в Отечественной войне, и с которым боремся сейчас.
Вердикт может быть только один: РГГУ – закрыть, руководство, в т.ч. Дугина, под суд.
Александр Савченков, философ, психоаналитик, президент Ассоциации психоаналитиков.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Комментарии (3)