30 января 2023 г. состоялась европейская премьера документального мини-сериала Би-би-си «Путин против Запада» (Putin vs the West).
«Нарративистское», то есть манипулятивное назначение и содержание это интеллектуально-пропагандистского продукты сомнения не вызывают. И именно поэтому сегодня важно вспомнить, как же реально развивались мировые события накануне принятия решения о начале специальной военной операции в Украине.
Важно подчеркнуть, что события ноября 2013 – февраля 2014 годов на Украине, завершившиеся государственным переворотом в соседней стране, закономерно привели к необходимости уточнения некоторых вопросов и аспектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Так, пункт 17 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Путина от 2 июля 2021 г. № 400, констатировал рост геополитической нестабильности и конфликтности, усиление межгосударственных противоречий, сопровождаемых возрастанием угроз применения военной силы, игнорированием общепризнанных норм и принципов международного права, ослаблением и разрушением международных правовых институтов, нарастанием напряженности и обострением военно-политической обстановки вблизи государственной границы Российской Федерации.
Со всей очевидностью об этом свидетельствовала эскалация в 2014 – 2022 годах вооруженного конфликта на территории Луганской и Донецкой областей Украины, приведшего к провозглашению Луганской и Донецкой народных республик.
Представляется необходимым особо подчеркнуть, что анализ деятельности радикальных украинских националистов с 1930-х годов, со времени образования Организации украинских националистов (ОУН), по настоящее время выявил парадоксальный факт: из 95 лет существования, на протяжении почти шестидесяти лет значительное место в их деятельности занимали террор и терроризм. В 1930 – 1954, а затем в 1990 – 2013 годах, это был политический антигосударственный терроризм. Первоначально направленный против польского государства, а затем, с 1939 г. – против Украинской ССР. (В качестве субъекта террористических действий мы рассматриваем радикально настроенные националистические нелегальные организации, группы и их участников).
Исключение составляет только период 1954 – 1991 годов, когда террористическая деятельность радикально настроенных лиц и групп на территории Украинской ССР была полностью искоренена. А возрождавшийся с 1990 по 2014 годполитический террор радикальных националистических групп был направлен против властей уже новой «самостийной» Украины.
Союзниками же украинских националистов в разные годы выступал ряд государств: нацистская Германия в 1930 – 1944 годы; Великобритания и США в 1945 – 1990 годы; США, Великобритания, НАТО и Европейский союз с 2014 г. – по настоящее время.
В соответствии с принятой в настоящее время классификацией типов террористических действий, в 1930-е годы они являлись актами внутреннего антигосударственного терроризма. Внутренний, точнее – внутригосударственный терроризм проявляется в пределах одного государства в форме преступлений против личности, групповых убийств, массового уничтожения граждан, саботажа по всей стране.
Сложнее обстоит дело с квалификацией действий украинских националистов 1941 – 1944 годы. С одной стороны, они были направлены против их политических оппонентов, что является характерной чертой терроризма политического. С другой стороны, они отражали преданность националистов оккупационным властям, и в этом качестве выступали как проявления государственного терроризма по отношению к украинскому народу, подвергшемуся агрессии и оккупации со стороны германского национал-социализма.
Вследствие ослабления массово-политической и пропагандистской работы ЦК КПСС и Коммунистической партии Украины (КПУ), с 1990 г. во Львовской области, традиционно являвшейся плацдармом ОУН, началось стремительное возрождение радикального украинского национализма. Именно здесь возникли такие ультранационалистические структуры, как «Народный рух Украины» (НРУ), «Варта руха» (ВР), Украинская национальная ассамблея (УНА) и Украинская национальная самооборона (УНСО), из которых вышли многие руководители государственного переворота ноября 2013 – февраля 2014 г.
Именно УНА – УНСО во время майдана заложили в декабре 2013 г. основу для появления «Правого сектора» (ПС). (17 ноября 2014 г. Верховный суд РФ признал ПС экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории России).
И уже в 1990-е и последующие годы многие действия УНА – УНСО и аффилированных с ними организаций, подпадали под понятие антигосударственного терроризма (включая поджог зданий управлений СБУ 19 февраля 2014 г. во Львове и Ровно).
После государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г., украинский антигосударственный терроризм при поддержке СБУ начал стремительно трансформироваться в государственный терроризм.
В марте 2014 г. указом и.о. президента Украины А.В. Турчинова была образована «национальная гвардия», в которую вступило немало членов выше названных радикальных националистических организаций. Именно эти подразделения начали террор и иные противоправные действия против жителей Луганской и Донецкой областей Украины, представляющие собой преступления против человечности.
Заметим сразу, что отдельные из этих вопиющих преступлений против человечности с 2015 года вынуждено фиксировались в докладах Специальной мониторинговой миссии (СММ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Так завершилась трансформация террористических действий современных радикальных националистических организаций в политику государственного терроризма киевских властей по отношению к собственному народу. А с 2022 года, после начала обстрелов сопредельных областей Российской Федерации со стороны вооруженных сил Украины, государственный терроризм киевских властей дополнительно приобрел квалифицирующие признаки международного терроризма.
При этом поясним, что под государственным терроризмом понимается форма отчуждения собственного населения внутри страны, подавление антиправовыми, силовыми способами и методами его воли противостоять тираническому режиму под угрозой преследований или физического уничтожения. Крайней формой государственного терроризма является геноцид.
Международный терроризм представляет собой проявление тайной войны одного государства против другого. Иными словами — совершение террористических или диверсионных актов на территории другого государства, или в отношении объектов этого государства на территории третьих стран. (Махненко С.И., Сыпченко А.Н. Типология терроризма и характеристика отдельных типов террористических актов. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: Научный журнал, Краснодар, ООО Наука и образование, 2019, № 8, СС. 54-59. Дата обращения 03.04.2023).
Расширение и углубление угроз безопасности России происходило на фоне отказа целого ряда европейских государств от норм и принципов международного права и межгосударственных отношений. Так, в интервью, опубликованном 7 декабря 2022 года в немецкой газете Die Zeit, бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель не стесняясь признала, что «Минское соглашение 2014 года было попыткой дать Украине время» (для довооружения и укрепления ВСУ) , и выразила сомнение, что в то время НАТО могла бы оказать Киеву поддержку в том объеме, в котором она делает это теперь» (то есть, в 2022 году).
Президент России В.В. Путин назвал это заявление Меркель неожиданным и разочаровывающим: по его словам, он сам всегда исходил из того, что власти Германии ведут себя с Москвой искренне.
Следует особо подчеркнуть, что прочные отношения между государствами возможны только на основе доверия и верности принципу исполнения принятых на себя обязательств.
«Имитацией дипломатической активности» назвал в конце января 2023 года в интервью украинскому телеканалу «Рада» переговоры в нормандском формате и бывший британский премьер Борис Джонсон, что говорит о единой позиции Запада в противостоянии России и поддержке военных приготовлений и планов Украины.
Как известно, вышеприведенное признание Меркель позднее подтвердил и бывший президент Франции Франсуа Оланд, заявивший, что Минские соглашения, заключенные руководителями Франции, Германии и Украины с ЛНР и ДНР при участии России, «позволили Киеву нарастить военную мощь». Таким образом, Меркель и Оланд фактически уничтожили европейскую дипломатию, признав нежелание придерживаться принятых на себя обязательств и участие в тайных заговорах против партнера, каковым являлась участвовавшая в переговорах в нормандском формате Россия.
В интервью журналу Der Spigel в феврале 2023 года президент Украины В. Зеленский уточнил, что сообщил Олланду и Меркель об отказе соблюдать минские соглашения на саммите нормандского формата в Париже 9 декабря 2019 г.
При этом Зеленский заявил, что, якобы, проинформировал также об этом В.В. Путина («Я сказал ему то же, что и двум другим»). Однако это заявление Зеленского достаточно сомнительно, поскольку оно вызвало бы иную реакцию российской стороны.
Таким образом, заявления Олланда, Меркель и Зеленского, а также Бориса Джонсона, и последующие заявления Олафа Шольца и Эммануэля Макрона свидетельствуют о прямом соучастии Германии и Франции в подготовке Украины к нападению на непризнанные республики ЛНР, ДНР и республику Крым в марте 2022 г.
Как известно, исполнение сторонами Минских соглашений должна была контролировать Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ, действовавшая в Донбассе до 31 марта 2022 года.
Однако в адрес СММ неоднократно высказывались обвинения в необъективности, стремлении скрыть многочисленные нарушения Минских соглашений со стороны Киева и ВСУ, фактическое игнорирование военных преступлений и актов геноцида в зоне ее ответственности. Помимо этого, власти ЛНР и ДНР обвиняли СММ в шпионаже в интересах Украины.
Таким образом, как минимум с декабря 2019 года, участие в поощрении подготовки агрессии Украины против непризнанных Луганской и Донецкой народных республик – а об этом прямо свидетельствовало заявление Зеленского об отказе от соблюдения Минских договоренностей, – принимали ОБСЕ, НАТО и Европейский союз, их органы, а также США и европейские государства. Об этом свидетельствуют, прежде всего, обязательства Германии и Франции перед указанными европейскими структурами и НАТО, а также целый ряд иных обстоятельств.
В этой связи представляется необходимым подробнее остановиться на участии НАТО и Евросоюза в подготовке, планировавшейся Киевом в марте.
В интервью испанскому изданию ABC 30 мая 2022 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг признал, что еще с осени предшествующего года альянс начал делиться разведывательной информацией с Украиной. А это было целесообразно только в случае согласия НАТО с планами ВСУ военным путем, в нарушении минских договоренностей и международного права, попытаться разрешить затянувшийся политический конфликт в свою пользу.
Однако предоставление западными государствами, и прежде всего – США, разведывательной информации киевским властям не являлось секретом для российских компетентных органов.
«Еще с 2014-2015 годов (информация) предоставлялась и ГУРу – Главному управлению разведки Минобороны Украины, и СБУ (Службе безопасности Украины) через представителей американского советнического аппарата… Конечно, это наносит сейчас очень серьезный ущерб нашим действиям в ходе специальной военной операции», – заявил в интервью Радио Спутник 12 мая 2022 года ветеран Службы внешней разведки России Лев Корольков.
Если на пресс-конференции, посвященной итогам переговоров в рамках Совета НАТО – Россия 12 января 2022 г., Столтенберг заявлял, что «НАТО — это оборонительный альянс, мы никогда никого не принуждали вступать в нашу организацию. Идея о том, что в настоящий момент расширение НАТО — это акт агрессии, не является правдой. Расширение НАТО было и остается краеугольным камнем в распространении свободы и демократии в Европе».
То на пресс-конференции 13 февраля следующего года Столтенберг уже признал, что «с 2014 года НАТО начала проводить самое значительное наращивание своих военных сил, поскольку война не началась в феврале прошлого года, она началась в 2014 году. И тогда же началась адаптация НАТО».
Подчеркнем и то важное обстоятельство, что, как заявила на Мюнхенской конференции по безопасности 18 февраля 2023 года глава Европейской комиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен, «Европейский союз совместно с США начали разработку масштабных экономических санкций против России еще в декабре 2021 года», добавив, что при этом они «надеялись, что санкции применять не придется».
Это признание подчеркивает осведомленность и ЕК об агрессивных намерениях и планах президента Украины и стремление оказать ему поддержку.
Следует отметить, что, исходя из добываемой разведывательной информации о военных приготовлениях и планах ВСУ, Россия предпринимала активные дипломатические усилия для предотвращения эскалации конфликта.
Чтобы успокоить обоснованные подозрения о соучастии «коллективного Запада» в поощрении агрессии Украины и дезинформировать российское руководство, 8 декабря 2021 года президент США Джо Байден заявил о необходимости проведения встречи Совета НАТО – Россия (не собиравшегося уже семь лет, с момента вхождения Крыма в состав Российской Федерации), «чтобы обсудить обеспокоенность Москвы по поводу расширения альянса и выработать меры для снижения напряжения на его восточном фланге».
В этой связи российский МИД 15 декабря передал США и НАТО, а через два дня опубликовал, подготовленные им проекты договоров о взаимных гарантиях безопасности, которые должны были стать предметом предстоящего заседания Совета Россия – НАТО.
Особо подчеркнем, что гарантии безопасности России со стороны НАТО одновременно означали и создание международно-правовых гарантий безопасности Украины.
В этой связи крайне странным выглядит тот факт, что американский госдеп просил МИД сохранить в тайне собственный ответ на российские мирные инициативы.
Россия настаивала на рассмотрении на переговорах с США и НАТО в январе 2022 года, проходивших в Брюсселе и Вашингтоне, на исключении приема Украины в НАТО, прекращении приближения военной инфраструктуры блока к границам России и предоставления четких гарантий безопасности. Последовавший отказ США и НАТО даже обсуждать предложенную Россией повестку еще раз свидетельствует о решении «коллективного Запада» поддержать не только интенсификацию гражданской войны на Украине, но и планировавшуюся агрессию Киева против республик Донбасса и Крыма.
Борис Джонсон припоминал, что в телефонном разговоре с Путиным 2 февраля 2022 г. он предупредил о «неминуемости приближения НАТО» к границам России.
В ответ президентом России была отмечена неготовность НАТО адекватно реагировать на обоснованные российские озабоченности, прикрываясь ссылками на так называемую «политику открытых дверей альянса», противоречащую основополагающему принципу неделимости безопасности. Также внимание собеседника было обращено на хронический саботаж Киевом минских договорённостей ( http://www.kremlin.ru/events/president/news/67702 . Дата обращения 18.12.2022).
Отметим еще одно чрезвычайно важное обстоятельство, разоблачавшее словесную эквилибристику НАТО. За шесть дней до начала специальной военной операции на Украине, 18 февраля 2022 года, германский журнал Der Spiegel сообщил, что в Национальном архиве Великобритании был обнаружен документ, который подтверждал отказ НАТО от расширения на Восток. Из него следует, что представители США, Великобритании, Франции и ФРГ при обсуждении вопроса о безопасности государств Восточной Европы на совещании в Бонне 6 марта 1991 г. признали, что членство этих стран в НАТО «неприемлемо».
В документе также отмечалось, что в ходе переговоров ФРГ, ГДР, США, СССР, Великобритании и Франции представители Запада дали ясно понять, что НАТО не будет расширяться, и альянс не может предложить членство в нем Польше и другим странам Восточной Европы.
Таким образом, подчеркивала статья в Spigel, были опровергнуты слова генсека НАТО Йенса Столтенберга, что Североатлантический альянс «никогда не обещал не расширяться».
Spigel также цитировал слова В.В. Путина на пресс-конференции в декабре 2021 г. — Мы четко и ясно дали понять: дальнейшее движение НАТО на Восток неприемлемо. Но чего здесь непонятного? Мы, что ли, пришли к границам США или границам Великобритании? – К нам пришли, на пороге нашего дома находятся. Разве это избыточное требование, не ставить никаких ударных систем у нашего дома?.. Результат обмана – пять волн расширения НАТО… Вы требуете от меня каких-то гарантий, — обратился он скорее не к журналистке, а к западным властям. – Нет, это вы должны нам дать гарантии, вы – и немедленно, сейчас, а не забалтывать это десятилетиями. (Spiegel нашел документальное подтверждение обещаний нерасширения НАТО на Восток. ( https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13762265 . Дата обращения 28.09.2024).
21 февраля 2022 года Россия официально признала самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики «независимыми государствами», подписав с ними договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Оба договора на следующий день были одобрены Федеральным и собранием и ратифицированы федеральными законами (№ 15-ФЗ и № 16-ФЗ).
Учитывая ставшие известными планы атаки ВСУ на Крым и Донбасс 8 марта 2022 г. и нежелание киевских властей признать реальность, образованную вследствие подписания и ратификации ранее названных договоров, было принято решение о проведении специальной военной операции, целью которой являлась «защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также к преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации».
(Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67843 . Дата обращения 04.04.2023).
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Комментарии (0)