Что это было? «Пражская весна» — предпосылки предательства партийных функционеров соцлагеря

3 месяца назад
Что это было? «Пражская весна» — предпосылки предательства партийных функционеров соцлагеря

56 лет назад, 21–26 августа 1968 года, СССР, Польша, Венгрия и Болгария провели операцию "Дунай" с целью предупреждения распада этой страны. В 1960-х годах на волне "демократизации", которую спровоцировал Хрущёв своей позицией по отношению к сталинской политике, к власти в Чехословацкой Социалистической Республике пришли открытые противники социалистического строя и националисты.

В 1968 году один из них, Франтишек Кригель, стал председателем Национального фронта. Формально компартия подчинялась решениям Национального фронта.

Так же соратник Кригеля — Йозеф Сморчковский возглавил парламент, а ключевые посты в правительстве заняли Ота Шик и Йозеф Павел.

Они и выступили инициаторами законопроекта о федерализации Чехословакии, его они хотели протолкнуть на съезде КПЧ в сентябре 1968 года.

Чехословакия — это два славянских народа — чехи и словаки, а также ряд малых народов. Они этнически и культурно были очень близки. В то время Чехословакия была унитарным государством. Но нужен был повод привлечь Запад и расшатать ситуацию. И Кригель с соратниками нашли союзников в виде националистически настроенных политиков и общественников. Желая выйти из соцблока, им нужна была помощь Запада. Но для вмешательства Запада в дела суверенного государства нужен был повод. Этим основанием должен был послужить межэтнический конфликт, который стали провоцировать чехословацкие «демократы». Эта же технология была применена Западом много раз до Чехословакии и, конечно же, после. Самый «удачный» пример применения этой изуверской технологии — Югославия.

При удачном стечении обстоятельств для «демократов» конституционный проект закона о федерализации разделил бы страну на ТРИ государства, создавая сознательно внутренний межэтнический конфликт. Предполагалось отделить Словакию от Чехии, а её, в свою очередь, разделить на Богемию и Моравию-Силезию. Формально говоря о федерации, по факту замысел был создать конфедерацию. При реализации проекта каждое из трех государств получало право иметь собственные правительство, законодательство, суды, а также финансовую систему, вооруженные силы, гражданство. Но и коммунистическая партия Чехословакии должна была быть разделена на три отдельные друг от друга компартии. Все эти предложения шли под националистическими лозунгами и все теми же политиками-реформаторами была инициирована дискуссия о том, кто кого кормит: Моравия – Богемию, Чехия – Словакию и т. д. Ничего не напоминает?

Задолго до съезда они стали вооружать сторонников «суверенизации республик». В разных частях страныпоявились вооруженные формирования под названием «народная милиция», фактически создавалась параллельная армия — незаконная, но готовая действовать в интересах реформаторов-националистов. В преддверии съезда это грозило перерасти в настоящую бойню между гражданами, накачанными национализмом. Кроме того, инициаторы «реформы» предлагали субъектам будущей конфедерации самостоятельно определить прохождение их границ. И это был главный инструмент, который должен был поджечь пламя межэтнического конфликта. Ради этого всё и затевалось.

По словам бывшего советского военнослужащего, в Чехословакии свободно ловились западные пропагандистские радиостанции, распространялась прозападная литература, были подготовлены склады с оружием для антикоммунистического подполья. «Мы много оружия изъяли у них из всяких подпольных складов», — отмечает участник событий.

«Запад был нацелен на Чехословакию, было видно, что он много внимания ей уделяет, не так, как Польше и Венгрии», — отмечает Юрий Синельщиков — депутат Государственной думы России 6-го созыва, находившийся в группе советских войск, вошедших в 1968 году в Чехословакию.

Причем за «суверенитет» республик боролись политики, не имевшие отношения ни к чешской, ни к словацкой нациям. Франтишек Кригель был этническим евреем и выходцем с Западной Украины. Его соратники Иржи Пеликан, АрноштЛустиг, Ота Шик также являлись представителями национальных меньшинств. Семейные корни Йозефа Павела были тесно связаны с Англией.

«По данным КГБ СССР, в 1962 году в США был разработан оперативный план тайных операций по подрыву внутриполитической ситуации в европейских странах, входивших в соцлагерь, — отметил генеральный директор бюро «Стратегические коммуникации» Евсей Васильев. — Американцами велась системная работа по поддержке «антисоциалистических элементов», в том числе с территории третьих стран».

Почему интересы Запада были направлены именно на Чехословакию? Достаточно взглянуть на карту и становится понятным. Эта страна клином разрывала северную и южную часть Варшавского договора. К тому же, изменение границ до Второй Мировой и после, в которых Чехословакия была активным донором и приобретателем, создали вокруг неё зону спорных территорий. И, в случае реализации плана раздела и возникновения межэтнических конфликтов, соседние страны были бы втянуты в эти приграничные конфликты.

При таких обстоятельствах сентябрьский съезд КПЧ грозил гражданской войной, в которую неизбежно были бы вовлечены НАТО и Организация Варшавского договора. Об этой угрозе Москва прямо предупредила.

Впрочем, 23 марта 1968 года на совещании коммунистических партий в Дрездене советский генсек Леонид Брежнев был мягок к Дубчеку. Если польский лидер Владислав Гомулка и первый секретарь ЦК Социалистической единой партии Германии Вальтер Ульбрихт заявили о ползучей контрреволюции в Чехословакии, то Брежнев лишь выразил обеспокоенность происходящим. Советская сторона пыталась повлиять на события в Чехословакии мирными средствами.

Одновременно нарастала обеспокоенность соседних ГДР и Польши, опасавшихся, что процессы дестабилизации перекинутся и на их территории. КГБ в свою очередь докладывал о формировании антигосударственной группы в руководстве Чехословакии во главе с премьер-министром Олдржихом Черником, связанной с диссидентскими кругами в интеллигенции (Милан Кундера, Вацлав Гавел и др.) и даже, якобы, с «буржуазной» эмиграцией.

«Были попытки мирным путём разрешить кризис, но на это не пошла чехословацкая сторона», — отмечает Александр Задохин. «Они не хотели идти на уступки — Запад их поддерживал, они ориентировались на Запад и считали, что им не по дороге с Советским Союзом», — подчеркнул эксперт.

В этих условиях СССР, Польша, Венгрия и Болгария и приняли решение о вводе войск в Чехословакию. Целью ввода декларировалось обеспечение безопасности, а юридическим основанием — Варшавский договор.

В Варшавском договоре, подписанном в 1955 году всеми странами европейского соцлагеря кроме Югославии и Албании, которая вышла из него в 1968 году, было четко прописано, что, в случае угрозы распада какой-либо из стран-участниц, ее союзники вправе прийти на помощь. Санкцию на такую помощь, т. е. ввод военного контингента СССР и его союзников, дал глава чехословацкого государства — президент Людвиг Свобода. Он же как верховный главнокомандующий отдал команду вооруженным силам и органам безопасности страны содействовать союзникам.

27 августа 1968 года чехословацкое руководство опубликовало совместное с СССР коммюнике. В нем действия войск Организации Варшавского договора объявлялись законными, а их присутствие в стране — легитимным. Это событие фактически подвело черту под операцией «Дунай». Чехословакия тогда сохранила единство и суверенитет.

Тогда же законность действий войск Варшавского договора признал и Запад. Ни одна из западных стран не только не вмешалась в ситуацию, но даже не отозвала своих послов ни из Москвы, ни из Праги.

Тем не менее, уже после распада СССР, а именно в 1993 году, Борис Ельцин подписал договор с Чехией, в котором признал операцию «Дунай» «вторжением», «неоправданным применением силы». И это несмотря на то, что такая формулировка противоречила документам, фактам и здравому смыслу. Ведь, если бы СССР не ввел свои войска, то не было бы и Чехии. Чешский народ до сих пор был бы разделен на несколько государств.

Ну и, спустя время, мы понимаем — положение, которое отведено сейчас Чехии в Евросоюзе и НАТО, и то положение, которое имела Чехословакия в Варшавском договоре и СЭВ, как говорят, — две большие разницы. Тогда — это ключевой союзник и значимый партнёр. Сейчас — второстепенный участник, мнение которого мало интересует крупные европейские страны и абсолютно не интересует США.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Комментарии (0)

Напишите комментарий

Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.