Для чего русским людям формируют мистическое мышление?
Последнее время в информпространстве муссируется тема об исключении «Теории эволюции» Ч. Дарвина из школьной программы. Или, как минимум, на ряду с дарвинизмом предложить для изучения альтернативные подходы происхождения человека и всего живого на земле, к числу которых принадлежит «Креационизм» — сотворение мира богом.
Для большего осмысления темы предлагаю начать с одной исторической истории.
В 1212 году мальчик из бедной крестьянской семьи Этьен прибежал к родителям и рассказал о явлении Иисуса Христа, который приказал ему собрать детей и возглавить крестовый поход «невинных душ». Он говорил, что Бог благословил его на поход в Иерусалим. Для несчастных детей и угнетаемых слоёв населения Франции мальчик стал пророком, вокруг которого они объединились.
В то же время в Германии появился пророк-ребёнок Николас, с аналогичными идеями.
Папа Римский благословил и тех, и других. И вот поход в количестве ок. 50 тысяч детей, среди которых порядка 15 тыс. были дети 7-8 лет, двинулся на Иерусалим.
История умалчивает, сколько из них дошли до святой земли. Но, что точно известно, большая часть из них погибла. Кто от голода, кто от утомления, кто от рук лихих людей.
Религия – опиум для народа.
Впервые эту фразу употребил французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо в 18 веке. Он сравнил религию с опиумом, сказав, что в малых «дозах» она бодрит, но в больших – приводит к безумию.
Вслед за ним, немецкий поэт Новалис сравнивал религию с опием. Он писал, что религия не придает силы, а только заглушает боли.
Идейный вдохновитель Владимира Ильича Ленина Карл Маркс буквально писал следующее:
Религия — вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
Маркс считал, что на том историческом этапе религия необходима, как компенсация бездушности и жестокости мира, но с приходом коммунизма, когда бездушность преодолена, необходимость в религии отпадёт сама собой.
Здесь, кстати, многие видят расхождение революционеров с Марксом и ошибку в том, что они начали бороться с религией физически – разрушали храмы. Но, если мы посмотрим внимательно, то поймём, что эти действия были вызваны народным недовольством, которое копилось веками под гнётом царизма, обслуживаемого религией. Известно, что религия стоит на страже интересов буржуазной элиты. Она создана для оправдания классового разрыва.
Таким образом мы видим, что религия предназначена для того, чтобы быть для народных масс как анестезия, при которой человек перестаёт обращать внимание на страдания, или, по крайней мере, эти страдания приглушаются. Религия нацелена на то, чтобы человек не боролся за свои права, а смирялся.
Тем более, что религия циркулирует вокруг основных тезисов:
— вся власть от бога;
— бога бойтесь, царя чтите;
— смирение – залог спасения;
— царь – помазанник божий (избран богом).
Вокруг этих тезисов строится основной идеологический мотив религии. Если царь или другой правитель принимает законы, то эти законы от бога. Если правящий класс угнетает население, то это угнетение нужно принимать безропотно и воспринимать как наказание за грехи или испытание для входа в рай.
Именно поэтому они хотят убрать из программы школьного образования теорию эволюции, которая формирует научное мировоззрение, и ввести креационизм, т.е. сотворение человека богом и сформировать мистическое мышление, веру в промысел божий, который определяет место человека в классовом обществе. Больше всего здесь постарался Мартин Лютер. Который, если обобщить его идеи, писал о предопределении. Кстати, фашиствующий философ Иван Ильин классовые идеи заимствовал у него. Дескать, где родился, там и сгодился и нечего рыпаться и бороться за улучшение своей жизни.
В Библии есть книга Иуды сына Навина, в которой описан социальный регламент. Там есть такие строки о том, что нельзя противостоять власть имущим, а нужно всячески пытаться встроиться в систему.
Вопрос о введении «слова божия» в образование связан именно с этим. После крушения СССР власти потребовалась новая идеология. А поскольку конституцией 1993 г. идеология отменена, то в качестве идеологического обкома была избрана РПЦ. Власть думала, что религия может стать этаким консолидирующим, нравственнообразующим институтом.
НО. Религия уже давно проиграла как носитель нравственности. И это случилось не сегодня. История наполнена безнравственностью правящего класса. Да и простые люди в большинстве своём оправдывали грехи целесообразностью и отсылками к тем или иным местам из библии.
Так, например, в марте 1909 года в Москве в издательстве В. М. Саблина вышел сборник философских статей о русской интеллигенции и её роли в истории России. А интеллигенцией того времени было в основном дворянство и, как это принято считать, являлось носителем христианской нравственности. Среди авторов известные философы Бердяев, Булгаков, Струве и др. Всего 8 человек.
Изгоев в статье «Об интеллигентной молодёжи» пишет: нет ни одного мальчика старше 11 лет, который не был бы развращён своей гувернанткой.
Отсюда вывод: религия не справляется с функцией нравственного идеала и нужна для обуздания недовольных масс с апелляцией к богу, который покарает за неповиновение.
Поэтому религия так необходима правящему классу как средство манипуляции и управления массами. И поэтому религия и государство всегда сращиваются, поддерживают друг друга. Для внедрения религии в массовую культуру требуется изменение социального дискурса. Для чего в шаговой доступности строятся храмы, попов внедряют в школы и вузы. Куда ни глянь, на публичных мероприятиях рядом с чиновниками мы видим попов. Таким образом религия внедряется в повседневность. Происходит всё то, что мы уже видели при царизме, который опирался на религию, но потерпел фиаско.
Заигрывание с религией привело нас к тому, что сегодня мы наблюдаем социальное напряжение. Если мы вспомним советское время, то идеологическим центром было понятие «Советский человек». Это снимало все проблемы, связанные с национальностью и религией. Советская идеология была построена на научном мировоззрении, которое давало человеку понимание того, что это он строитель своей судьбы. Независимо от национальности.
Как только разрешили религию, мы получили конфликт на религиозной почве. Все эти заигрывания религиозных лидеров с народом в форме того, что традиционные конфессии – это братские конфессии, не стоят выеденного яйца. Потому что в догматике религиозных учений заложено противостояние с другими. Религия работает как индикатор «свой-чужой». Это на телевизоре они друзья. А когда они расходятся по своим приходам, то продолжают культивировать в прихожанах нечто такое: ну вы же понимаете, что истинная религия только наша, а они иноверцы. Отсюда межконфессиональные конфликты и то, что мы сейчас наблюдаем – проблему мигрантов.
Таким образом мы видим, что религиозное мировоззрение – это незрелое мировоззрение, с заложенным внутри него фундаментальным конфликтом.
Марксистское мировоззрение – это мировоззрение зрелой личности, с опорой на себя, на свои силы, на способность изменить мир к лучшему без вмешательства высших сил, без перекладывания ответственности на мистического бога.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Комментарии (0)