Кузница рабочих кадров: что нового в системе СПО?

2 месяца назад
Кузница рабочих кадров: что нового в системе СПО?

2 октября в России отмечали День среднего профессионального образования. Учрежден праздник был в 2022 г. с целью популяризации рабочих профессий и специальностей в условиях дефицита трудовых ресурсов в стране.

Система СПО со дня своего возникновения 2 октября 1940 г. была призвана стать кузницей рабочих кадров. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» учреждалось три типа училищ: ремесленные, железнодорожные и школы фабрично-заводского обучения.

Практикоориентированная, по сути, система среднего профессионального образования всегда оперативно обеспечивала рынок труда представителями востребованных профессий. Да, был период, когда свою негативную роль сыграла оторванность от баз практик, равнодушие промышленности и бизнеса к подготовке кадров. Но сегодня система СПО активно совершенствуется, внедряя и советский опыт, и инновации.

Главным нововведением в СПО стал «Профессионалитет» – проект, предусматривающий создание образовательно-индустриальных кластеров, в которых учреждения СПО осуществляют подготовку кадров под заказ и при непосредственном участии работодателей на основе совместно созданных образовательных программ. При этом доля практики в образовательных программах увеличивается, теории – уменьшается, обучение проводится в современных высокотехнологичных лабораториях и мастерских, с использованием IT-технологий и стажировками на предприятиях работодателя. На сегодняшний день в кластерах «професионалитета»обучается уже более трех с половиной миллионовстудентов.

Кроме того, практикоориентированность учреждений СПО выражается в следующем нововведении. У студентов появилась возможность во время обучения в техникуме или колледже трудоустраиваться на предприятия работодателей и обучаться по индивидуальной образовательной программе. Проще говоря, работодатель теперь берет на себя часть подготовки студента к профессиональной деятельности.

При всех достоинствах данной перезагрузки системы СПО обнаруживаются некоторые проблемы. Первая – при сокращенном до двух лет сроке обучения по рабочим профессиям на рынок труда попадают несовершеннолетние дети, которые не могут трудоустроиться на производство из-за возрастных ограничений. Вторая – не известно, как скажется на качестве выпускников их трудоустройство во время обучения, т.к. всем причастным понятно, что осваивать образовательную программу им придется самостоятельно, без отрыва от производства. Это привлекательно в теории, но чрезвычайно сложно сделать на практике студентам, поступающим в учреждения СПО со средним баллом аттестата чуть выше «3». А таких в СПО на рабочих профессиях до сих пор большинство.

И еще несколько слов о привлекательности учреждений СПО для современной молодежи. Нынешняя молодежь хочет комфортной и обеспеченной жизни. Сколько бы система профессионального образования не работала над популяризацией рабочих профессий и специальностей (а делается реально очень много: сетевое взаимодействие со школами, профориентационные выставки для детей, акции, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей и т.д.), результата не будет, пока есть следующие проблемы. Во-первых, более 70 % зданий техникумов и колледжей в стране нуждаются в капитальном ремонте. А это значит, студенты приходят учиться в здания, где течет крыша, зимой холодно и штукатурка падает на голову. Во-вторых – уровень заработной платы рабочих. Сложно популяризировать профессию, если на выходе выпускник не может рассчитывать на достойную оплату своего труда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Комментарии (0)

Напишите комментарий

Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.