Конфликты на Украине и на Ближнем Востоке. Как связаны эти два конфликта? Часть 3

1 месяц назад
Конфликты на Украине и на Ближнем Востоке. Как связаны эти два конфликта? Часть 3

Часть 1 https://rostrb.ru/obshhestvo/konflikty-na-ukraine-i-na-blizhnem-vostoke-kak-svyazany-eti-dva-konflikta/

Часть 2 https://rostrb.ru/obshhestvo/konflikty-na-ukraine-i-na-blizhnem-vostoke-kak-svyazany-eti-dva-konflikta-2/

Седьмое

Следом за великими политическими и культурными потрясениями XIX и XX веков — развалом Австро-Венгерской, Османской и Российской империй и возрождением Польши, — для евреев Европы стала страшным испытанием Вторая мировая война, когда было уничтожено большинство из них. К моменту трагедии Холокоста евреи были народом, достигшим в Европе успешного экономического, социального и культурного роста. Период между началом еврейского Просвещения и установлением нацистского режима в Германии принято рассматривать как современную еврейскую историю.

Параллельно с полной правовой эмансипацией и в связи с индустриализацией и ее развитием происходят изменения в жизни евреев. Многие еврейские семьи переезжают в города. Евреи также приобщаются к внештатным профессиям как писатели, художники, архитекторы, юристы и врачи. Период в межвоенной Европе был характерен проявлениями ассимиляции среди евреев, которая вызвала открытый или скрытый антисемитизм среди большинства местного населения. В определенной степени это сопровождалось страхом перед советским режимом на Востоке, который воспринимался как еврейский, или с экономическими и социальными проблемами, которые сопровождали подъем капитализма и индустриализации, и ставились в вину евреям.

Ответом на растущий национализм и антисемитизм конца 19-го и начала 20-го веков стало объединение религиозной идеи о возвращении в библейскую родину еврейского народа со светскими идеями о строительстве национального государства. Сионизм, как движение еврейского национализма конца XIX века, возникает в России. Теодор Герцль превратил сионизм в политическое движение. Он, как журналист, наблюдал в Париже возрождение фанатичного антисемитизма, следя за процессом Дрейфуса. Этот судебный процесс против сотрудника еврейского происхождения за предполагаемую государственную измену был обусловлен антисемитскими заявлениями и течениями. Герцль в книге «Der Judenstaat» (Еврейское государство), написанной в 1896 году, представил свои идеи о создании еврейского государства. Он считал, что эмансипация бесполезна. Сионизм становится глобальным движением, начиная с первого сионистского конгресса в Базеле в августе 1897 года. В Германии до 1933 года сионизм находит мало последователей. Многие ассимилированные евреи видят в сионизме отход от эмансипации. Общая ассимиляция проявляется в том, что большинство евреев считают себя местными нациями с еврейской ориентацией. В Западной Европе сионистское движение столкнулось с сильной оппозицией большинства евреев. Евреи были патриотическими гражданами своих стран и в значительной степени достигли благополучия, став средним классом. Они не хотели, чтобы их лояльность к их стране подвергалась сомнению или ставила под угрозу их гражданство и экономическое положение.  В Западной Европе сионистское движение росло очень медленно и в основном среди молодежи. Очень немногие западные евреи уехали в Палестину до 1933 года.

Сионизм обрел силу только после Холокоста, превратившись в большое движение. Важно отметить, что сионизм был одной из форм еврейского национализма, некоторые евреи боролись за территориальную и политическую автономию в разных частях земного шара.

Западные евреи, которые были торговцами, теперь стали лавочниками, торговыми представителями или даже оптовыми торговцами, основали первые универмаги и первые почтовые предприятия. Некоторые даже перешли от коммерции к производству, открыли типографии и издательства и очень успешно вошли в швейную промышленность. Европейские евреи продолжали активно заниматься банковской деятельностью и финансированием. В Германии евреи также становились предпринимателями в металлургической, химической и электротехнической промышленности, в добыче угля.  Увеличилась доля евреев, обучающихся в университетах и вступающих в новые для них профессии, в 1925 году в Германии 26 процентов всех адвокатов и 15 процентов всех врачей были евреями, в то время, как евреи составляли лишь один процент от общей численности населения.

Обратим внимание на «…26 процентов всех адвокатов и 15 процентов всех врачей были евреями» — это профессии, так же как личный финансист или брокер, являются с точки зрения психологии самыми доверительными. Такая ситуация была не только в Германии, но по всей Европе, а также за океаном, в США.  Количество непременно переходит в качество и лучшие — врачи, адвокаты, финансисты, еврейского происхождения, — обслуживали элиту, влияя через доверительное отношение и на мировоззрение клиентов.

В Восточной Европе даже еврейский средний и высший класс оставался небольшим и лишь частично подвергся ассимиляции. Евреи по-прежнему жили, придерживаясь своих традиций, говорили на идиш и считали себя отдельной нацией. В царской России большинство евреев были мелкими торговцами или бедными ремесленниками, часто работающими портными, а некоторые занимались производством и становились важными предпринимателями в определенных секторах экономики.

Многие выдающиеся писатели, такие, как лауреат Нобелевской премии Исаак Башевис Зингер (1902-1991), писали на идиш. В 1925 году в Берлине был основан Институт академического изучения языка и культуры идиш (YIVO) и вскоре переехал в Вильнюс, в то время принадлежавший Польше. Польские евреи основали несколько политических партий, включая сионистскую, Бунд и Паалей-Цион.

Когда был основан Советский Союз, политика советского правительства вынудила еврейское население полностью изменить свою социальную структуру. В начале 1920-х годов такая программа «реконструкции социального состава еврейского населения» была выдвинута официально.

При отказе от политики НЭПа положение евреев резко ухудшилось. (В 1926 году в СССР в частной торговле работали 125 тысяч евреев и каждый пятый советский торговец был евреем. В Москве из 2469 крупных нэпманов было 810 евреев. На Украине доля евреев в частной торговле составляла 66 %, а в Белоруссии ещё больше — 90 %.) Все это вело к ассимиляции. Евреи были вынуждены воспользоваться возможностями карьерного роста, занимая посты в государственных учреждениях и партийных органах.

В Европе необычная история еврейского успеха имела место до начала нацистского режима. До евреи занимали социальные и политические места на многих уровнях, вплоть до самых высоких — в национальных, региональных и муниципальных парламентах.  Выраженная урбанизация еврейского населения в каждой европейской стране внесла решающий вклад в модернизацию еврейского образа жизни. Образовательный уровень еврейского населения к началу XX века был намного выше, чем средний уровень образования христианского населения в разных странах и стал одним из важнейших факторов восходящего благосостояния евреев в современном обществе. В Варшаве в 1847 году, 17 из 20 частных банкиров были еврейскими; к концу века две трети из 26 крупных банков города принадлежали евреям. В Будапеште, Варшаве и Вене примерно в 1900 году на евреев приходилось более половины всех врачей, в Вене до 1914 года, почти половина юристов и журналистов были евреями. В Великобритании до 1914 года, где евреи составляли 0,3% населения, более 20% миллионеров были евреями, а в 1908 году в германском рейхе евреи составляли 31% самых богатых семей. Евреи в Германии, как и во многих других европейских странах, представляли значительную часть буржуазии, как экономически, так и с точки зрения образования.

Социальный подъем евреев, которые до недавнего времени были презираемым меньшинством и часто даже не имели гражданских прав, развязал чувства зависти и другие негативные реакции у христианского населения Европы. Нацисты опирались на многовековую ненависть к евреям, они обвиняли их во всех бедах и несчастьях, которым подвергались общества, в которых они жили. К началу Второй мировой войны 58 процентов населения еврейского мира жило в Европе. Трагическая судьба ашкеназских евреев, особенно, в Восточной Европе и сефардов на Балканах возникла из-за расширения нацистской Германии, которая начала подчинять себе национальные государства или устанавливать марионеточные режимы, сотрудничавшие с правительством Гитлера.

После трагедии Холокоста в судьбе евреев мира появилась новая надежда, связанная с созданием еврейского государства. Несомненно, это событие играет важнейшую роль в дальнейшей истории еврейского народа.

И вот тут мы подходим к главным предпосылкам событий, которые происходят на наших глазах, на Украине и Ближнем Востоке.

Во второй половине XIX века разбросанная по всему миру еврейская элита стала задумываться об обретении территории для постоянного места пребывания еврейского народа. Рассматривалось много вариантов, но среди них преобладали два – Палестина и Таврида, расположенная на территории южной Украины и Крыма. Причем территория Тавриды рассматривалась как более предпочтительный вариант для заселения евреев. Главным препятствием для реализации этого проекта являлось существование Российской империи, на территории которой находилась Таврическая губерния с административным центром в Симферополе. Мало кто знает, но американская элита планировала создать Израиль вовсе не в Палестине, а именно в Крыму.

Шанс для реализации проекта создания еврейского государства на территории Крыма появился после крушения Российской империи. В 1922 году в Симферополе был создан «Агро-Джойнт», как структура американской еврейской благотворительной организации «Джойнт», руководителем которой был Розен. В 1923 году он предложил советскому руководству «выгодный» для СССР проект создания на территории Советского Союза еврейской автономии, которая кроме Крыма должна была охватывать Одессу, Николаев, Херсон и черноморское побережье Кавказа (ныне Краснодарский край) вплоть до Абхазии. В этот район планировалось переселить несколько сот тысяч евреев из западных областей Украины и Белоруссии. Взамен международные еврейские организации пообещали посодействовать Советскому Союзу в получении крупных кредитов.

Тогдашнее советское руководство весьма благожелательно восприняло предложение о создании еврейской автономии на территории Советского Союза. Против этой идеи выступал лишь Сталин. И его можно было понять. Дело в том, что с 1921 года на территории Крыма уже существовала Крымская татарская автономная республика. Планируемое переселение туда евреев могло создать крупный очаг межэтнической напряженности. Но, несмотря на это, под руководством Ларина (Лурье) началась разработка так называемого «Крымского еврейского проекта», который непосредственно курировался Еврейским конгрессом Америки, куда входили представители двухсот богатейших семей США. Создание «Крымского еврейского проекта» приветствовали президенты США Г. Гувер и Ф. Рузвельт, которые приняли решение о вложении через организацию «Джойнт» 15 миллионов долларов (по тем временам довольно внушительная сумма) на еврейскую колонизацию Крыма.

Уже в 1922 году только что образованный «Агро-Джойнт» стал переселять в Крым евреев из Украины и Белоруссии и создавать еврейские колхозы. В 1923 году в Крыму было создано 186 еврейских колхозов. В 1923 году «Агро-Джойнт» организовал рекламную сельскохозяйственную выставку в Москве, где была представлена передовая по тем временам сельскохозяйственная техника. Лозунг этой выставки гласил: «Так будет в Крыму, если поможем евреям там обосноваться». Уже неизлечимо больной Ленин съездил на эту выставку и дал добро. 19 февраля 1929 года советское правительство от имени РСФСР, в которую тогда входил Крым, заключило с организацией «Джойнт» договор.

Однако после укрепления позиций Сталина в руководстве страны, интерес Сталина к «Крымскому еврейскому проекту» исчез. Все, кто участвовал в разработке секретного «Крымского проекта», в 1937 году были репрессированы, а затем расстреляны. Но обязательства по договору никуда не исчезли. Поэтому, чтобы поставить точку на «Крымском еврейском проекте» Сталин в 1934 году создал на Дальнем Востоке Еврейскую автономную область с административным центром в Биробиджане.

Финансовым олигархам Америки нужно было любой ценой получить Крым. На встречах Рузвельта со Сталиным в Тегеране и Ялте Рузвельт постоянно ставил перед Сталиным крымский вопрос. В апреле 1945 г. скончался Рузвельт. Однако, американская сторона не оставила планов реализации “Крымского проекта”. А затем решать вопрос Крыма в ноябре 1945 года в Москву приехал министр торговли США Гарриман. Вот письмо Дж. Маршалла Гарриману: «Дорогой Аверелл! Президент Трумэн одобряет ваши планы. Он добавил к ним следующее. Сосуществование на территории Крыма базы советского Черноморского флота и еврейской республики, открытой для свободного въезда евреев со всего мира, представляется нецелесообразным, чреватым непредсказуемыми последствиями. Крым должен стать демилитаризованной зоной. Дайте знать Сталину, что он должен быть готов к тому, чтобы перебазировать флот из Севастополя в Одессу и на черноморское побережье Кавказа. Тогда мы поверим, что Крымская еврейская республика – реальность, а не пропагандистский миф».

Если в договоре Советского Союза с организацией «Джойнт» от 19 декабря 1929 года предполагалось создание еврейской республики в составе СССР, то уже в ноябре 1945 года, судя из вышеуказанного письма Маршалла, и в нарушение условий договора, США уже рассматривают Крым как независимое еврейское государство. Это подтверждает тот факт, что США даже гипотетически не допускали возможности создания еврейского государства на территории Палестины. Только в Крыму или нигде. А всё почему?

С Трумэном Сталин не нашел общего языка. Он, видимо, понял, что еврейская автономия — это та ширма, за которой прячется главная цель США. Им нужен Севастополь, чтобы разместить там свой флот, а Крым превратить в свою военную базу. На встрече с Гарриманом в ноябре 1945 года Сталин напомнил ему о том, что Еврейский конгресс в Базеле в 1897 году принял решение о создании в еврейского государства в Палестине. Надо отметить, что Еврейский конгресс принял это решение не от хорошей жизни, поскольку на пути реализации более предпочтительного крымского еврейского проекта стояла Российская империя. Против создания еврейского государства в Палестине выступали англичане, которые во время Первой мировой войны оккупировали Палестину, а в 1918 году по мандату Лиги наций официально закрепили эту территорию за собой. После окончания Второй мировой войны американцы и их британские союзники делали все возможное, чтобы не допустить создания еврейского государства на территории Палестины, поскольку в этом случае «Крымский еврейский проект» потерял бы свое значение, а это было не выгодно американцам. Англичане же не хотели отдавать эти земли, поскольку контроль над ними был стратегическим плацдармом для контроля Суэцкого канала.

Стремление евреев в 1945 – 1946 годах к созданию независимого государства Израиль жестоко подавлялось. Англичане массово расстреливали палестинских евреев, натравливали на них своих арабских союзников, создавали для евреев невыносимые условия жизни, мало чем отличающиеся от условий жизни во время немецкой оккупации, всеми способами выдавливали евреев из Палестины. Но, несмотря на это, евреи продолжали вести с англичанами тяжелую и кровавую войну за независимость, получая военную поддержку лишь от Советского Союза. Вопрос стоял прямо. Если палестинские евреи выстоят, то «Крымский проект» утратит свое значение. А если не выстоят, то американцы будут продолжать давить на «Крымский проект», как на больную мозоль. Победа палестинских евреев и создание государства Израиль в 1947 году стала возможной только лишь благодаря военной помощи Советского Союза, который не только через третьи страны поставлял евреям Палестины оружие и боеприпасы, включая артиллерию, гаубицы и танки, но и направлял военных инструкторов и добровольцев из числа советских евреев.

Продолжение следует…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Комментарии (0)

Напишите комментарий

Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.