Китай является крупнейшим рынком электронной коммерции в мире. В этом году объем продаж товаров на рынке электронной коммерции в стране достиг 1,24 триллиона долларов. Хотя в настоящее время рынок переживает спад, аналитики ожидают, что к 2029 году он вырастет на 62% и превысит отметку в 2 триллиона долларов.
На долю доходов, получаемых в Китае, приходится большая часть азиатского рынка. Однако другие рынки на этом континенте и в развивающихся странах в целом растут также быстро. Ожидается, что в течение следующих пяти лет рынки, не относящиеся к Китаю, США или Европе, вырастут на 53%.
В Европе и США рост электронной коммерции за указанный период времени составит от 51 до 59%, причем американский рынок займет второе место по величине после Китая.
А что Россия?
Рынок интернет-торговли в России по ряду причин отстаёт в развитии от рынков онлайн-торговли ряда зарубежных стран с крупными экономиками и высоким уровнем жизни населения. Для российского интернет-бизнеса, это создаёт уникальную возможность оперативно корректировать свою деятельность в этой сфере с учётом зарубежного опыта и минимизировать свои издержки на пути расширения бизнеса.
По данным исследования, проведённого в 2020 году аналитической компании Data Insight, в период 2011–2019 гг. онлайн-торговля в РФ ежегодно росла более чем на 20%. За эти 9 лет объём покупок интернет-товаров россиянами увеличился до 1,72 трлн руб. (с учётом НДС).
В качестве мощного катализатора подъёма онлайн-торговли выступила пандемия коронавируса COVID-19. Например, оборот веб-торговли в Подмосковье в пиковый период коронакризиса во II квартале 2020 года превысил «доковидный» уровень в 12 раз! Рост российского онлайн-рынка по итогам 2020 года составил рекордные 44%, а его объём вышел на уровень 2,5 трлн руб. Интересен прогноз аналитиков агентства Data Insight по развитию торговли в сегменте e-commerce РФ на 2020–2024 гг., сделанный с учётом влияния коронакризиса на увеличение онлайн-продаж – см. диаграмму, представленную выше. По их оценкам, в эти 5 лет совокупный среднегодовой темп роста онлайн-торговли (CAGR) должен был превысить 33% и привести к увеличению общего объёма продаж интернет-товаров более чем в 4 раза – до 7,2 трлн руб.
Интернет-торговля в России выросла в 2023 году — какие компании показали лучший результат?
Сравниваем динамику оборотов Ozon, Wildberries и Яндекса.
Общий рост рынка В 2023 году объём интернет-торговли в России увеличился на 27,5% и составил 6,4 трлн руб. Темпы роста остаются двузначными и выше чем в 2021–2022 годах. Доля e-commerce в общем объёме розничных продаж повысилась до 13,8% с 11,6% в 2022 году.
Крупнейшие игроки На Московской бирже представлены Ozon и Яндекс как крупнейшие маркетплейсы, публикующие данные по оборотам. Но лидером рынка пока остаётся непубличный Wildberries и его цифры.
Наиболее показательна динамика оборотов, то есть возможность расти и расширяться. По этому показателю Ozon обошёл Wildberries ещё во II квартале 2023 года. Это случалось и раньше, поэтому о стабильности пока говорить не приходится.
Но важно заметить, темпы роста оборотов у Wildberries в I и II квартале снижались, когда у Ozon фиксируется уже 4-квартальный рост. В III квартале 2023 года даже удалось нарастить обороты большими темпами, чем в I квартале 2022 года. У Яндекса показатель нестабильный, и к темпам начала 2022 года компания не вернулась.
При этом Wildberries не сдаёт позиции по количеству заказов и обходит Ozon. Яндекс не публикует этих данных. Показатель не денежный, поэтому на его основе сравнение не совсем релевантное.
Что будет с рынком и на кого обратить внимание
Маркетплейсы в России все ещё находятся в стадии роста. Wildberries с 2016 года держит за собой первое место на рынке, по данным Data Insight, а Ozon к 2022 году успел подняться с седьмого места, Яндекс замыкает тройку лидеров.
Ключевые тренды для развития рынка в будущем:
• Развитие финтех составляющей, упрощение оплаты и получения рассрочки;
• Возможность использование цифрового рубля;
• Внедрение технологий искусственного интеллекта для создания персонализированных предложений;
• Дополнительные сервисы и возможности для продавцов;
• Развитие регионов и открытие новых пунктов выдачи заказов. Сегодня около 40% продаж на внутреннем рынке приходится на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. В других регионах доля ниже 3%, что даёт возможности для роста и увеличения лояльной клиентской базы;
• Смена потребительских привычек в пользу доставок;
• Расширение товарных наименований, которые сложно найти в обычном магазине, товары из-за рубежа и товары, доступные по параллельному импорту.
Мы рекомендуем рассмотреть бумаги Ozon как единственного публичного и крупного представителя рынка маркетплейсов. Помимо темпов роста оборотов и прибыли, на компанию позитивно может повлиять процесс редомициляции. Компания подтвердила намерение переехать, но ещё находится в процессе.
Бумаги Ozon находятся в боковике ещё с августа 2023 года в рамках 3050–2460 руб. Без новых драйверов можно применить спекулятивные тактики работы в боковике. Для преодоления боковика снизу-вверх нужен либо хороший отчёт за IV квартал 2023 года, либо больше деталей о редомициляции, что, как показывает практика, приводит к росту волатильности. С преодолением 3050 руб. ориентиры поднимутся к 3400–3500 руб.
По материалам:
Аналитического агентства Data Insight
Агентствоа интернет-маркетинга Exiterra
Павел Гаврилов, инвестиционный аналитик Альфа-Инвестиции
Международного агентства Wunderman Thompson
Опросы агентства Aquarelle Research и Яндекс
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Комментарии (0)