Отсутствие равнодушных отзывов привело меня в кинотеатр на поздний сеанс. В зале, кроме меня с другом, было ещё два зрителя. Видимо, кинотеатры заждались клиентов, поэтому, затащив в зал тех, кто попался, решили нашпиговать рекламой длительностью в 27 минут. Героически преодолев эту аудио- и визуальную нагрузку, мы дождались фильма. И неожиданно для себя я примкнула негодующей стороне. Множество непопаданий в роли, неудавшееся разделение мира на чёрный и белый создало варево с 50 оттенками серого.
Да, если читать между строк, то система загубила и инакомыслящего гения. Но, если верить своим глазам, то я вижу шизофреника с слуховыми и зрительными галлюцинациями, с раздвоением личности, разочарованного тем, что публика раскусила смысл его постановки и посмела противиться. Вижу даму с шизотипическим расстройством личности, которая убеждена, что ей должны предоставить доступ до больного психиатрической клиники, невзирая на её оскорбления и лишь потому, что ей очень надо! Сама она в жизни достигла того, что вышла замуж за роскошь и дожила до суицидального настроя. Домработница лишила её последней нагрузки, поэтому простое поручение – намазать мазью, выданной Азазелло, лицо и тело – она выполняет не сполна. Да, и, положа руку на, содержанки со временем теряют связь с реальностью, даже если это главные героини романа.
Каждый хочет получить вожделенное бесплатно, безнаказанно, жить по принципу удовольствия. И ничего, что влечения героев тянут на смертный грех, а Сатана по сюжету наличествует. По сути, Маргарита — с блудом и унынием, Мастер — с гордыней, как и большинство коммунистических персонажей фильма, только последние ещё обогащены жадностью. С Алоизия Могарыча можно смело рисовать картину «Зависть», но только ли её? Ох, квартирный ли вопрос их испортил, или это всего лишь люди и от ракурса наблюдателя зависит вывод? И всё же, наказание свыше не для всех.
Впечатляющ Леонид Ярмольник, истинный психиатр советского периода, у которого не бывает повода для грусти. Прекрасен Игорь Верник, одинаково убедителен в любом образе. И совершенно сногсшибательна Полина Ауг в роли Геллы! Вот уж кто оцарапал мне сердце ужасом.
Картина правда красивая, мой любимый сюрреализм с дорисованной Москвой проекта 30-х годов щедро залитой солнечным светом; ремонт улиц города для меня духоподъёмен в отличие от утомлённых героев фильма. В городе чисто, завораживающе отсутствует наружная реклама, невероятная работа по костюмам, гипнотизирующий экстерьер и интерьер. Но из кинозала я вышла с устойчивым ощущением, что мне предлагают подмену понятий, предлагают признать чужое психическое расстройство за гениальность, преклоняться перед заносчивостью. Маргарита разочарована тем, что ей не предоставляют желаемого по требованию. Воланд голословно обещает доказать существование Иисуса Христа. Сила, которая вечно жаждет зла и вечно творит благо, раздает московской публике деньги и наряды, которые так и не обернулись фантиками. Коровин верещит, Азазелло носит рот подковой. Нечисть не страшна, не симпатична, Фрида не вызывает сочувствия, Воланд вообще ничего не вызывает… Убили Берлиоза, хотя он дело говорил. Образ поэта Бездомного – отдельная душевная боль, даже не буду этим очернять свои воспоминания о Владиславе Галкине из экранизации Бортко. Короче, слишком много «ружий на стене», которые так и не выстрелили. Вот, например, что за часть личности Мастера наблюдает за самим собой во время откровений с Бездомным в психиатрической больнице? Это бессознательное? Патологическая часть личности? Нарциссическая часть личности? Может, режиссерский способ убедить зрителя в наличии раздвоения и только?
Переживала за линию Пилата и Га-Ноцри, самые согревающие душу диалоги в своё время для меня были у них, но опасения мои оказались напрасны. Передача хоть и искажённая, но довольно тёплая. Отдельное очарование линейке придает латынь.
В общем, примкнула я к пролетарскому гневу. Считаю, экранизацию надо было назвать «по мотивам»…
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Комментарии (0)