Неонацизм в Европе вчера и сегодня

6 дней назад
Неонацизм в Европе вчера и сегодня

Под неонацизмом понимается общественно-политическое течение в различных государствах, проявляющееся в оправдании и возрождении нацизма. А нацизм, соответственно, представляет собой  теорию, идеологию и политическую практику Национал-социалистической рабочей партии  Германии (1926-1945 гг.). Его суть составляют тоталитарные террористические методы властвования, а также официальная градация всех наций по степени их полноценности. Средством реализации нацистских идей являлись военная агрессия и геноцид (См. Большой юридический словарь. М., 2003).

Основы теории и идеологии нацизма, как известно, были изложены в сочинении (1926 г.) А. Шикльгрубера «Моя борьба».

Современный радикальный украинский национализм, а также киевские властизаимствовали многие положения теории, идеологии и политической практики германского национал-социализма (фашизма). Подчеркнем, что из 95 лет существования Организации украинских националистов,  более 60 лет, — за исключением периода 1954 – 1989 гг., — ее адепты тяготели к террористическим методам действия. (В сентябре 2022 г. Верховный суд Российской Федерации признал ОУН экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории России).

Причем в первом полугодии 2014 г., после осуществленного в Киеве государственного переворота, террористическая практика радикальных маргинальных групп стремительно трансформировалась из антигосударственного в государственный политический терроризм против народа собственной страны. Чего, якобы, не увидели руководители европейских государств.

В тоже время после 2014 г. на фоне событий на Украине неонацизм начал распространяться в Европе, по сути дела став политической позицией, идеологией и политической практикой Европейского Союза.

15 декабря 2022 г. Генеральная Ассамблея ООН голосами 120 делегаций приняла предложенную Россией резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» [1].

фото ООН/ Л. Фелипе

При голосовании за эту резолюцию 10 делегаций воздержались, а 50 голосовали против ее принятия. Против запрета героизации нацизма и борьбы с неонацизмом голосовали, в частности, США, Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Грузия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Эстония, Япония. Напомним, что 80 лет назад войска для борьбы с Советским Союзом направляли Финляндия, Румыния, Венгрия, Испания, Италия, Франция, дивизии ваффен-СС были сформированы из латышей (15-я и 19-я дивизии), эстонцев (20-я), украинцев (14-я «Галичина»). Напомним, что Канада, США и Великобритания, наоборот, с июня 1941 г. входили в антифашистскую Антигитлеровскую коалицию, а Румыния, Болгария и Финляндия присоединились к ней в августе–сентябре 1944 г.

В связи с приближающимся 80-летием разгрома германского нацизма Саммит глав государств-участников СНГ в Астане, как известно, объявил 2025 год годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

На заседании 5 сентября 2023 г. Российского организационного комитета по подготовке празднования 80-летия Победы над гитлеризмом В.В. Путин подчеркнул, что «новые смыслы, вызовы времени чётко показывают, что в 1945 году нацизм был повержен, но, к сожалению, не изжит – снова проявляется в той же русофобии или антисемитизме, а героизация нацистских преступников, прямая пропаганда нацизма в прибалтийских странах, в той же Украине, — вообще стали нормой. Будто и не было Нюрнберга. Нет международных законов, запрещающих такие действия. Более того, история стала использоваться как оружие идеологической борьбы».

На совещании с постоянными членами Совета безопасности 22 марта 2024 г. президент Российской Федерации В.В. Путин вновь напомнил о необходимости бороться с распространением идеологии неонацизма.

Следует особо подчеркнуть, что, парадоксальным образом, европейский неонацизм, практически до 2020 г. являвшийся маргинальным общественно-политическим явлением очагового характера, стремительно трансформировался в теорию, идеологию и политическую практику европейских государств и наднациональных образований. таких как Европейский Совет, Европейский Союз (ЕС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Парламентские ассамблеи ЕС и ОБСЕ и другие. Особо тревожным является тот факт, что неонацистские выступления звучали в 2022–2024 гг. даже на Мюнхенской конференции по безопасности (в частности, в многочисленных выступлениях Ж. Борреля, У. фон дер Ляйен, А.Вербок, А. Фотыги, К. Каллас, Э. Макрона и других).

15 апреля 2024 г. в статье в издании The Hill политолог Томас Грэм, бывший советник по России Джорджа Буша–младшего, заявил, что конфликт на Украине можно было предотвратить путем мирного урегулирования, если бы Вашингтон серьезнее отнесся к озабоченности России гарантиями ее безопасности. (В США наконец поняли, о чем предупреждал Путин. // https://ria.ru/20240416/nato-1940294046.html).

Развязанная с марта 2014 г. киевскими властями война против граждан собственной страны привела к беспрецедентному, со времени оглашения приговора Нюрнбергского международного трибунала для главных военных преступников, не только росту неонацистских настроений в мире, прежде всего в Европе, но и их реализации в политике государств континента.

Для современного европейского неонацизма характерно полное игнорирование норм и принципов международного права, в том числе и европейского права, понимаемого как совокупность конвенций Совета Европы, начиная с конвенции от 4 ноября 1950 г. о защите прав человека и основных свобод, и обязательных для соблюдения всеми членами Европейского союза.

Рассмотрим позицию Евросоюза в лице Европейской комиссии относительно политики Украины после заявления В.А. Зеленского 9 декабря 2019 г. в Париже Франсуа Олланду и Ангеле Меркель об отказе от соблюдения Минского соглашения 2015 г.  Публичные признания об этом Ф. Олланда, А. Меркель, а также последующие

заявления О. Шольца и Э. Макрона, свидетельствуют о прямом соучастии Германии и Франции в подготовке Украины к военному нападению на непризнанные республики ЛНР, ДНР и республику Крым в марте 2022 г. О подготовке Украины к войне также неоднократно публично заявлял Йенс Столтенберг с октября 2014 по октябрь 2024 г. занимавший пост Генерального секретаря НАТО.

Причем европейскими руководителями и чиновниками игнорируются положения следующих статей основополагающей европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Что полностью исключает правовые основания для приема Украины в Европейский союз и НАТО.

Статьи 1 (соблюдать права человека); 2 (право на жизнь); 3 (запрещение пыток); 5 (свобода и личная неприкосновенность);  6 (право на справедливое судебное разбирательство); 7 (применения наказания исключительно на основании закона); 9(гарантия свободы мысли, совести и религии); 10-11 (право на свободу выражения мнений, свободу собраний и объединений); 14 (запрещение дискриминации). Ст. 15 допускает отступление от  обязательств «в случаях войны или при иных обстоятельствах, угрожающих жизни нации», но за исключением защиты права на жизнь, запрещения пыток. [2].

Для определения отношения европейских организаций к политике киевских властей в 2014–2022 гг. следует напомнить, что условием присоединения к Европейскому союзу является соответствие претендента «европейским стандартам» и готовность соблюдать европейское законодательство. То есть инкорпорирование в законодательство и реализация в судебно-правовой практике требований и положений конвенций Европейского Совета, исполнение которых является для участников Евросоюза предметом международного мониторинга. Конкретные меры киевских властей, противоречащие нормам и принципам как международного, так и европейского, права представлены в специальной главе доклада МИД России «О ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» [1].

В действительности же, с февраля 2014 г. киевские власти шли по пути развязывания в стране гражданской войны, сопровождавшейся многочисленными актами терроризма, геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, совершавшихся как вооруженными силами, так и многочисленными «добровольческими территориальными батальонами».

В этой связи сопоставим широко известные отечественной и зарубежной общественности факты о законодательных актах, решениях и действиях киевских властей с требованиями («стандартами») только одной    Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств.

Подчеркнем, что авторы данной конвенции декларировали, что «защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой является областью международного сотрудничества». Предоставляем читателям самостоятельно о судить соответствии действий властей Украины требованиям «европейских стандартов».

Статья 4 европейской Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств запрещает дискриминацию по национальному признаку.

Статья 5 запрещает проведение принудительной ассимиляции, а следующая статья – предписывает участникам конвенции поощрять «дух терпимости и диалог между культурами, а также …эффективные меры по содействию взаимному уважению, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми лицами, проживающими на их территории, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности, особенно в области образования, культуры и средств информации».

Как хорошо известно, дискриминация «русскоязычных» граждан на территории Украины особенно активно началась с марта-мая 2014 года, в дальнейшем превратившись в акты геноцида по отношению к жителям собственной страны. Именно эта позиция, массовые экзекуции несогласных 20 февраля под Корсунь-Шевченковским и 2 мая 2014 г. в Одессе, буквально вытолкнули Крым, а также Донецкую и Луганскую области из состава Украины [3]. Речь идет об использовании по приказу председателя СБУ В. Наливайченко боевиков «Правого сектора» для расправы с инакомыслящими (Верховный суд Российской Федерации 17 ноября 2014 г. признал украинские праворадикальные организации «Правый сектор» и УНА-УНСО экстремистскими и запретил их деятельность в России).

Часть 2 статьи 6 европейской Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств предписывает властям «принимать все надлежащие меры для защиты лиц, которые могли бы стать жертвами угроз или актов дискриминации, враждебности или насилия по причине их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности».

Помимо Украины, это положение конвенции с марта 2022 г. широко нарушалось всеми членами Европейского союза.

Статья 7 призывает органы власти европейских государств соблюдать (гарантировать) свободы собраний, ассоциаций, слова и религии.

Статья 8 призывает «признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право исповедовать свою религию или выражать убеждения, а также право создавать религиозные учреждения, организации и ассоциации».

Статья 10 призывает участников конвенции «признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право свободно и беспрепятственно пользоваться языком своего меньшинства устно и письменно в частной жизни и публично».

Статьи 14 – 16 гарантируют представителям национальных меньшинств со стороны властей европейских государств изучения национальных языков и обучения на них, отказ от мер по изменению структуры населения. В то же время, киевские власти и не скрывают своих намерений изменить национальную структуру населения Украины. А подобные действия международным правом однозначно признаются актами геноцида.

Статья 2 Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 ноября 1948 г.)   давала понятие и содержание (объективную сторону, образ действий) этих преступлений: В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия,  совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: a) убийство членов такой группы; b)  причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; c)  предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d)  меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Статья 3 конвенции устанавливала следующие виды преступных деяний a) геноцид; b) заговор с целью совершения геноцида; c) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; d) покушение на совершение геноцида; e) соучастие в геноциде.

Лица, совершавшие вышеперечисленные преступления, в соответствии со статьей 4 конвенции, подлежат уголовному наказанию, «независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Обвиняемые в совершении преступлений геноцида лица, должны быть судимы судами того государства, на территории которого были совершены эти деяния, или международным уголовным судом (статья 6).

Статья 357 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за преступления геноцида в соответствии с вышеназванными положениями Конвенции.

Власти как отдельных европейских государств, так и таких европейских надгосударственных структур, как Европейский союз, Европейский со-вет, ОБСЕ и НАТО, на протяжении более чем девяти лет игнорировали не только многочисленные факты  нарушений в Украине прав человека, пресловутых «европейских стандартов», но и военные преступления и преступления против человечности, чинившиеся ВСУ и националистическими вооруженными формированиями против населения юго-востока Украины.

Задачей для Российской Федерации после завершения СВО, наряду с обеспечением мирной жизни населения новых субъектов, по-видимому, станет также организация совместно с некоторыми иностранными государствами и международными организациями, трибунала для расследования военных преступлений и преступлений против человечности, вершившихся по приказам киевских властей, в том числе и наемниками из иностранных государств, воевавших на стороне ВСУ.

Значительный объем работы, как по подготовки материалов для подобного трибунала, так и для розыска и привлечения к ответственности виновных и подозреваемых лиц, уже проделан и совершается подразделениями Следственного комитета непосредственно на территории новых субъектов РФ, а также Белгородской, Курской, Брянской и Орловской областей, а также иными компетентными органами Российской Федерации.

Другой приоритетной задачей объективно станет создание нового многостороннего действенного механизма обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе на основе соблюдения норм международного права и национальных интересов всех государств региона, по сути – создания новой «организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». 

Ныне «действующая» ОБСЕ может на какое-то время сохраниться, но без участия России ее существование очень быстро потеряет смысл.

Понятно, что решение указанных выше задач требует как немалого времени, так и подготовленных кадров, обладающих достаточным уровнем подготовки и профессиональной квалификации.

В этой связи группой общественности была выдвинута инициатива по подготовке и проведению Эстафеты мира против нацизма.

Эстафеты мира против нацизма – это комплекс взаимосвязанных и соподчиненных мероприятий, направленных на подготовку учреждения на принципах народной дипломатии Антинацистской коалиции стран и народов (АКСиН).

Целью эстафеты является разоблачение идеологии и преступлений неонацизма, воспитание народов в духе культуры мира и добрососедских отношений.

1. См.: О ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Доклад МИД Российской Федерации. Октябрь 2021 г.

https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/1784271.

2. См., например, ООН обвинила Украину в казнях 25 русских пленных. Палачей отправят под суд? // Свободная пресса. [Электронное СМИ]; Российских военнопленных пытали на Украине, заявили в ООН. //РИА Новости. 27 марта 2024 г.; В ООН зафиксировали факт пыток пленных российских военнослужащих на Украине. // Российская газета, 29 марта 2024. 

3. Семь лет прошло с момента трагедии в Одессе. 2 мая 2021 г. 

Российская газета. // https://rg.ru/2021/05/02/sem-let-proshlo-s-momenta-tragedii-v-odesse.html.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Комментарии (0)

Напишите комментарий

Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.