Заговор, которого не было

1 месяц назад
Заговор, которого не было

Беспристрастная история вынесет свой приговор, более снисходительный, нежели осуждение современников.

(Николай II. Из письма военному министру В.А.Сухомлинову, 11 июня 1915 г.)

Подчеркнем следующее чрезвычайно важное для понимания причин трагедии народов СССР обстоятельство: 23 апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Горбачева в Ново-Огареве, он  и руководители 9 союзных республик – России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, — подписали «Заявление 9+1», в котором декларировались принципы нового союзного договора. 

17 июня на совещании в Ново-Огареве Горбачев и главы тех же союзных республик пришли к соглашению по проекту договора об образовании Союза Суверенных государств (ССГ). Договор этот, с момента его подписания, прекращал действие Конституции Союза Советских Социалистических республик, то есть, де-факто и де-юре ликвидировал Советский Союз как геополитическую реальность и субъект международных отношений

Это означало, что граждане СССР в одночасье лишались Родины и всех прав и обязанностей, предусмотренных и гарантированных Конституцией СССР. 

А выпускник – золотой медалист юридического факультета МГУ, «демократ»-юрист Горбачев таким образом сознательно организовал и тайно готовил конституционный переворот. Что и было завершено 8 декабря 1991 г. в правительственной резиденции Белоруссии – Вискули президентами РСФСР Б.Н. Ельцыным, Украинской ССР Л.М.Кравчуком и председателем Верховного Совета Белорусской ССР С.С. Шушкевичем. 

В тот же день, когда Горбачев принял окончательное решение «об упразднении СССР», 17 июня председатель КГБ В.А. Крючков на закрытом заседании Верховного Совета СССР докладывал народным депутатам о положении в стране.

Он подчеркивал:

Реальность такова, что наше Отечество находится на грани катастрофы. То, что я буду говорить вам,  мы пишем в наших  документах  Президенту  и  не скрываем  существа проблем,  которые мы изучаем.  Общество охвачено острым кризисом, угрожающим жизненно важным интересам народа, неотъемлемым  правам  всех граждан СССР,  самим основам Советского государства. Если в самое ближайшее время не удастся остановить крайне опасные разрушительные процессы, то самые худшие опасения наши станут реальностью. Не только изъяны прошлого и просчеты последних лет привели к такому положению дел. Главная причина  нынешней критической ситуации кроется в целенаправленных, последовательных действиях антигосударственных, сепаратистских и других экстремистских сил, развернувших непримиримую борьбу за власть в стране.

Откровенно игнорируя общенациональные интересы, попирая Конституцию и законы Союза СССР, эти силы открыто взяли курс на захват власти в стране… В некоторых регионах гибнут сотни ни в чем не повинных людей, в том числе женщины, старики, дети. Тщетно взывают к проявлению политического разума, к справедливости сотни тысяч беженцев.

Пока мы рассуждаем об общечеловеческих ценностях, демократических процессах, гуманизме, страну захлестнула волна кровавых межнациональных конфликтов. Миллионы наших сограждан подвергаются моральному и физическому террору. И ведь находятся люди, внушающие обществу мысли, что все это – нормальное явление, а процессы развала государства – это благо, это созидание.

Резко усилились процессы дезинтеграции экономики, нарушены складывавшиеся десятилетиями хозяйственные связи, тяжелейший ущерб нанесли народному хозяйству забастовки.

Все более угрожающие масштабы приобрела преступность, в том числе организованная. Она буквально на глазах политизируется и уже непосредственно подрывает безопасность граждан и общества. Недовольство народных масс ситуацией в стране находится на критическом уровне, за которым возможен небывалый по своим последствиям социальный взрыв. О стремительном скатывании общества к этой опасной черте свидетельствует настроение простых тружеников. Они первыми испытывают на себе последствия кризиса и в политике, и в экономике. Все отчетливее проявляются апатия, ощущение безысходности, неверие в завтрашний день и даже какое-то чувство обреченности. А это очень тревожный симптом. Ясно,  что такая пассивность на руку политиканам, теневикам, коррумпированным  элементам, рвущимся к власти. При таком положении любой лозунг может обрести в нашей стране свою почву… Конечно, причина нынешнего бедственного положения имеет прежде всего внутренний характер. Но нельзя не сказать и о том, что в этом направлении активно действуют и определенные внешние силы…

Через несколько дней будет ровно полвека, как началась война против Советского Союза, самая тяжелая война в истории наших народов. И вы, наверное, сейчас читаете в газетах,  как разведчики информировали тогда  руководство страны о том, что делает противник, какая идет подготовка и что нашей стране грозит война. Как вы знаете, тогда к этому не прислушались. Очень боюсь, что пройдет какое-то время,  и историки, изучая сообщения не только Комитета госбезопасности, но и других наших ведомств, будут поражаться тому, что мы многим вещам, очень серьезным, не придавали должного значения. Я думаю, что над этим есть смысл подумать всем нам.

Нет такого принципиального вопроса, по которому мы не представляли бы объективную, острую, упреждающую, часто нелицеприятную информацию руководству страны и не вносили бы совершенно конкретное предложение. Однако, разумеется, нужна адекватная реакция.

Но не всегда такая адекватная политическая реакция на происходящее в стране следовала со стороны как М.С. Горбачева, так и Б.Н. Ельцина.

На этом же закрытом заседании Верховного Совета СССР председатель КГБ познакомил его членов со следующим сообщением, направленным Ю.В. Андроповым в ЦК  КПСС  24  января 1977года: «О планах ЦРУ по приобретению агентуры влияния среди советских граждан».

По достоверным  данным,  полученным  Комитетом государственной безопасности, последнее время ЦРУ США на основе анализа и  прогноза своих специалистов  о  дальнейших путях развития СССР разрабатывает планы по активизации враждебной деятельности, направленной на разложение советского  общества и дезорганизацию социалистической экономики.

В этих  целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан,  проводить их обучение и  в  дальнейшем  продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза.

ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства.

Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи.  При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния,  проводящих  в жизнь политику  саботажа и искривления руководящих указаний,  будет координироваться и направляться из  единого  центра, созданного  в рамках американской разведки.

По замыслу ЦРУ,  целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе,  задержит  развитие  нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям.  При выработке  указанных  планов  американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации  в современных условиях.

По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и, прежде всего, в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов.

КГБ учитывает  полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки.

Председатель Комитета Ю. Андропов

До недавнего времени многие не только журналисты, историки и политологи, но и политические деятели, пытались поставить под сомнение достоверность этой информации, высказывая сомнение  в наличии самой этой специфической категории агентуры влияния,  и называли ее «досужими вымыслами КГБ»  то ли лично Крючкова, то ли Андропова.

Однако использование агентуры влияния отнюдь не является «изобретением», артефактом КГБ или Андропова лично.

Операции влияния описывались еще в отчете III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии за 1829 год!

Начальник отделения контрразведки Петроградского военного округа Б.В. Никитин в своих воспоминаниях «Роковые годы» также рассказывал о деятельности в России в мае–июне 1917 года агента влияния Германии некоего К.

«Операции влияния» в годы первой мировой войны еще в двадцатые годы прошлого века описывались в закрытом учебном пособии для офицеров разведывательного управления РККА «Агентурная разведка» Константином Кирилловичем Звонаревым. Сегодня же любой желающий может познакомиться с этой работой.

Как писали в «Энциклопедии шпионажа» американские авторы  Норман  Палмер  и  Томас  Ален, «агент влияния — лицо, используемое для оказания тайного влияния на государственных чиновников, средства массовой информации или активную часть населения в интересах и для достижения целей,  преследуемых иностранной державой».

В статье «История учит», открывающей сборник документов 1945 – 1950-х годов из архивов США о внешнеполитической доктрине «сдерживания коммунизма», И.М. Ильинский писал об агентах влияния: «Речь не идет о том, что эти и им подобные люди были напрямую связаны со спецслужбами США и других стран, хотя наверняка имелись и такие. Имеется в виду, что, занимая крупные посты в органах партии и государства, они разделяли взгляды идеологического противника на будущее СССР. Конечно, лучше или хуже, они исполняли и свои служебные функции, иначе их сняли бы с постов. Но они говорили и делали также «нечто» такое, что разрушало Систему».

Так что, ответ на вопрос об «агентуре влияния», на наш взгляд, представляется исчерпывающим.

Один из весьма проницательных исследователей информационной войны США против Советского Союза Э.Ф. Макаревич обоснованно подчеркивал по этому поводу, что Андропов «надеялся, что высшее руководство партии всерьез воспримет угрозу взращивания в СССР агентов влияния и, в конце концов, обяжет КГБ отслеживать настроения и нравственное состояние тех партийных деятелей, чьи дела и разговоры давали повод усомниться в их честности и порядочности. Дальновидный Андропов этим письмом подводил руководство партии к решению о снятии запретов на разработку руководящих кадров. Но «синдром 1937 года» крепко держал партийную верхушку… ЦК партии предупреждению не внял, как и многим иным. И тогда в СССР пошел, уже не останавливаясь, процесс зарождения «пятой колонны»» (Макаревич Э.Ф. Секретная агентура: Штатным и нештатным сотрудникам посвящается. М., 2007, СС. 226-229).

Первоначально,  по замыслу М.С. Горбачева, подписание Договора об образовании Союза Суверенных Государств планировалось на осень 1991 г. Однако, 29 июля в Ново-Огареве Ельцин, обоснованно предполагая возможность сопротивления конституционному перевороту в стране, уговорил Горбачева и Назарбаева перенести подписание договора об образовании ССГ Российской Федерацией, Казахстаном и Узбекистаном на 20 августа. И лишь позднее к ним должны  были присоединиться другие союзные республики.

О том, что Горбачев всерьез опасался сопротивления планировавшегося им государственного переворота, свидетельствует и тот факт, что проект Договора о Союзе Суверенных Государств был опубликован в печати только в пятницу, 16 августа. Что является примером как циничного попрания президентом СССР воли граждан, выраженной на референдуме, так и манипулирования им понятием гласности.

В череде событий, предшествовавших распаду СССР, назовем также состоявшуюся 1 августа пресс-конференцию, на которой заместитель председателя КГБ Таджикской ССР сообщил об активизации пакистанскими спецслужбами выполнения так называемой «Программы «М» по дестабилизации социально-политической обстановки в среднеазиатских республиках с использованием идеологии исламского фундаментализма, о подготовке агентуры на базах в Афганистане для заброски в СССР, о проникновении эмиссаров исламистских организаций в Таджикистан, Узбекистан и Туркмению.

В полной мере в серьезности данной информации КГБ СССР многим из нас пришлось убедиться лишь через несколько лет.

Вот какие события в стране и привели к образованию 18 августа 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Образование Государственного комитета по чрезвычайному положению явилось, по нашему мнению, отчаянной попыткой высших должностных лиц предотвратить уничтожение Советского Союза, попыткой переломить сепаратистские тенденции в Москве и столицах других союзных республик.

Следует подчеркнуть, что, часть 2 статьи 5 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 3 апреля 1990 г. гласит, что «для координации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств Советом министров СССР и Советами министров союзных и автономных республик, краевыми и областными Советами народных депутатов или их исполнительными комитетами могут образовываться специальные временные органы».

В этой связи, представляется, что само по себе образование ГКЧП не может вменяться в вину его организаторам и членам.

В состав ГКЧП вошли: исполняющий обязанности президента СССР Г.И. Янаев, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министры обороны Д.Т. Язов, внутренних дел Б.К. Пуго, председателя КГБ В.А. Крючков, заместитель председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И. Тизяков.

Также сомнительно обвинение членов ГКЧП в «узурпации власти». Ведь еще 7 марта 1991 г. по представлению М.С. Горбачева Верховный Совет утвердил членами Совета безопасности СССР вице-президента Г.И. Янаева, премьер-министра СССР В.С.  Павлова, В.В. Бакатина, министра иностранных дел А.А. Бессмертных, председателя КГБ В.А. Крючкова, министра внутренних дел Б.К. Пуго, министра обороны СССР Д.Т. Язова. Таким образом, в ГКЧП вошли 5 из 8 членов Совета безопасности СССР (за исключением В.В. Бакатина, А.А. Бессмертных и Е.М. Примакова).

А на Совет безопасности возлагались «выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе»(Статья 127.3 Конституции СССР (в редакции закона СССР № 1861-1 от 26 декабря 1990 г.)

Таким образом, костяк будущего Государственного комитета по чрезвычайному положению составляли высшие должностные лица Советского Союза. Они были конституционно наделены полномочиями по выработке и проведению в жизнь мероприятий по поддержанию надежной государственной, экономической и экологической безопасности страны, преодолению чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

Как подчеркивал руководитель следствия по делу ГКЧП В.Г. Степанков, «в этом кругу Горбачев яростно защищал сохранение Союза как федерации, единой финансово-кредитной, налоговой системы, говорил, что нельзя доводить народ до обнищания, что надо делать все, чтобы обеспечить социальную защиту людей, надо наводить конституционный порядок в стране, соблюдать законы СССР и указы Президента. Именно над этим надо всем работать, говорил президент».

В этой связи обвинения в адрес членов ГКЧП в «захвате, узурпации» власти, представляются безосновательными, чего не понял бывший Генеральный прокурор РСФСР, а их намерения и действия по преодолению тяжелейшего общественноэкономического кризиса в стране – вполне правомерными.

Как известно, силами специально созданных групп КГБ 18 августа Президент СССР Горбачев М.С. был изолирован вместе с семьей в месте отдыха в Форосе (объект Службы охраны КГБ «Заря»).

19 августа в 6.00 утра радио и телевидение начали передавать сообщение ТАСС о введении чрезвычайного положения в ряде регионов СССР, включая Москву и Ленинград. Также были переданы заявление советского руководства о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению и Обращение ГКЧП к советскому народу.

В 9.00 19 августа на коротком совещании руководящего состава в зале коллегии, вспоминал заместитель председателя КГБ генерал-лейтенант Виталий Андреевич Пономарев, Крючков сообщил, что образован ГКЧП, у которого есть все полномочия по руководству страной. Просил проинформировать об этом личный состав возглавляемых подразделений, поддерживать порядок и дисциплину и ждать дальнейших указаний. А указаний-то больше не поступало.

Подчеркнем, что 19–21 августа председатель КГБ РСФСР В.В. Иваненко находился в «Белом доме», как стали называть здание Верховного Совета РСФСР, где у него имелся служебный кабинет, и, по спецсвязи КГБ, уговаривал знакомых руководителей территориальных управлений КГБ «не поддерживать ГКЧП».

Начальника УКГБ по Ярославской области генерала А.С. Разживина о введении чрезвычайного положения проинформировал дежурный по управлению после передачи по радио сообщения  об образовании ГКЧП.  

На закономерные вопросы дежурная служба КГБ СССР отвечала:

— Сидите спокойно. Когда потребуется, вам сообщат!

Даже ближайшие помощники Крючкова признавались:

— Мы сами в неведении. Нас никто ни о чем не информировал.

Практические рекомендации руководству территориальных подразделений КГБ сводились к участию в работе местных комитетов по чрезвычайному положению (КЧП), где они будут организованы.

Оперативный состав УКГБ по Ярославской области получил приказ: усилить агентурно-оперативную работу на важных объектах, выявлять и докладывать о зарождении негативных антиобщественных проявлений со стороны преступных элементов. В неотложных случаях принимать предупредительно-профилактические меры; оказывать содействие органам милиции, учитывать, что партийные органы бездействуют и рассчитывать на их помощь не приходится.

Необходимо руководствоваться в своей деятельности только требованиями приказов и положениями инструкций КГБ СССР. 

Заместителю председателя генерал-лейтенанту В.А. Пономареву в течение всего дня звонили начальники территориальных управлений КГБ, спрашивали, что им делать, так как от них разъяснения ситуации требуют как собственные подчиненные, так и руководители партийных и советских органов.

Я же, вспоминал Пономарев, следуя указанию председателя, просил их исполнять установки ГКЧП, направленные на места. Только многим не были ясны конечные цели и задачи. А их никто не разъяснял.

Впоследствии, о мотивах действий «путчистов» В.А. Крючков писал следующее: «Анализ, проводившийся социологическими службами, показывал, что в районах повышенной политической напряженности, включая республики Прибалтики, людей по их настроениям можно было разделить на три неравноценных группы.

Первая из них, от 5 до 10 процентов населения, активно выражала негативное отношение к Союзу, социалистическому общественному строю. Эти сепаратистские силы использовались отдельными популистскими политическими претендентами для подавления воли большинства и навязывания ему образа жизни, не имевшего ничего общего с его интересами и подлинными стремлениями.

Вторая, до 15 – 20 процентов твердо выступала за сохранение Союза, за социалистический выбор. Эта часть населения, как и первая группа, также активно выражала и отстаивала свои позиции, проводя собрания, митинги, вела разъяснительную и пропагандистскую работу.

Основная же часть населения – от 70 до 80 процентов, вела себя безразлично, пассивно, уповая на то, что отвечающие их интересам решения будут выработаны и приняты кем-то помимо их заинтересованного участия». 

Помимо этого, участники этого «не определившегося» болота, были ситуационно ориентированы, то есть могли поддерживать по отдельным вопросам то одну, то другую сторону.

Необходимо еще сказать об одной неизвестной операции тех дней. 17 августа из Москвы в Ригу была командирована оперативная группа (50 человек) из состава сотрудников 5-го управления КГБ и военной контрразведки под руководством заместителя начальника 3-го Главного управления генерал-майора Николая Ивановича Рыжака.

Целью командирования группы являлось оказание содействия республиканским комитетам госбезопасности в обеспечении безопасности войск, ликвидация угрозы мятежа и наведение конституционного порядка в прибалтийских республиках. После совещания в штабе Прибалтийского военного округа, часть группы – по 15 сотрудников – вылетели в Вильнюс и Таллин. Во всех трех столицах на основании имевшихся оперативных данных была разработана и молниеносно осуществлена  бескровная операция, спланированная и проведенная в полном соответствии с законодательством Союза ССР, с опорой на конституционные органы власти республик. Эта операция,  путем ареста около 200 руководителей радикального националистического подполья, в том числе и иностранных эмиссаров, изъятия схронов с оружием и средствами связи, разоружения незаконных военизированных формирований,  позволила полностью парализовать деятельность разведывательно-подрывных центров западных спецслужб и находящихся под их влиянием «народных фронтов».

20 августа Н.И. Рыжак позвонил председателю КГБ и доложил о восстановлении конституционного порядка в прибалтийских республиках. На что В.А. Крючков доверительно сообщил: — А у нас обстановка развивается иначе.

В 9.30 19 августа президент РСФСР подписал обращение «К гражданам России», в котором содержалась оценка образования и постановлений ГКЧП как правого, реакционного антиконституционного переворота… Около 14 часов вокруг здания Верховного Совета РСФСР началось возведение декоративных баррикад.

22 августа командированные в Прибалтику московские чекисты получили команду срочно вернуться в столицу. А пережитый в течение трех суток новым руководством прибалтийских республик сильнейший испуг и стал причиной рождения их дальнейшей хронической русофобии.

После возвращению в Москву Н.И. Рыжак, в числе многих других сотрудников органов госбезопасности, прошёл через череду унизительных допросов наспех сколоченной бригады командированных в Москву следователей: новая власть приветствовала тогда тех, кто отказывался от своих убеждений и переходил на сторону победителей.

19 августа в 18.00 на расширенном заседании Кабинета министров СССР были поддержаны директивы ГКЧП, признанные необходимыми для преодоления грозящей стране катастрофы.

21 августа в Форосе был арестован председатель КГБ СССР В.А. Крючков. А в ночь на 22 августа в Москву из Крыма была доставлена семья Горбачева.

Уголовные дела в связи с образованием и деятельностью ГКЧП были возбуждены также в отношении заместителей председателя   КГБ СССР Г.Е. Агеева и В.А. Пономарева, начальника ВГУ В.Ф. Грушко, начальника и заместителя начальника службы охраны Ю.С. Плеханова и В.В. Генералова, начальника УКГБ по г. Москве и Московской области В.М. Прилукова.

На фоне нагнетавшейся политиками и СМИ антикоммунистической истерии, при стечении нескольких тысяч – по разным оценкам от 6 – 7 до 20 тысяч человек, – вечером 22 августа на площади Дзержинского с прямой телевизионной трансляцией был демонтирован памятник основателю ВЧК Железному Феликсу. В течение нескольких месяцев постамент памятника с оскорбительными надписями возвышался посреди площади.

Пока однажды утром на нем не появился флаг СССР и хорошо видная из проезжавшего автотранспорта большая надпись: — Прости нас, Феликс!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Комментарии (0)

Напишите комментарий

Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.