Мина замедленного действия

3 месяца назад
Мина замедленного действия

Когда-то, я так считаю, именно дети и молодёжи стали тем фундаментом дружбы между народами Узбекистана и России. 1920 год, ещё не везде установилась Советская власть, а учителя из России уже приехали организовывать первые школы в Ташкенте.

Великая Отечественная война, наша общая, в Ташкент эвакуируют детские дома с западной части СССР. Многие узбекские семьи усыновляют и удочеряют детей разных национальностей.

В своё время весь Советский Союз знал историю про большое сердце кузнеца Шамахмудова, который в годы войны с женой усыновили 15 детей разных национальностей. Узбекские мама и папа стали родными для русских, белоруса, молдаванки, еврейки, казаха, латыша, немки, татарина. Например, в 1943-м они взяли из детдома четверых – белоруску Раю, татарку Малику, русского мальчика Володю и двухлетнего малыша, имени и национальности которого никто даже не знал. Шаахмед и Бахри назвали кроху Ногматом, что переводится с их языка как «дар». Но даже в такой прекрасной истории не обошлось без корост времени.  В 2008 году памятник перенесли из центра города на окраину. Но в 2017-м власти одумались и вернули его на прежнее место.

Когда случилась беда и Ташкент почти до основания разрушило землетрясение, молодые люди и девушки со всего Советского Союза приехали отстраивать город практически заново.

Сколько семей возникло после этой всесоюзной стройки, сколько друзей сохранили на всю жизнь память о месте, где они стали близки. 

И что же мы видим сейчас? Наши коллеги из новостного агентства «Азия Сегодня» проанализировали учебники, по которым учатся сегодня узбекские дети.

Если открыть узбекский учебник по истории за 5 класс, можно узнать много нового и даже шокирующего. Оказывается, еще Петр Первый задумал завладеть этим краем ради богатых природных ресурсов, а Россия только и делала, что постоянно покоряла и захватывала.

Учебник утвержден Министерством народного образования республики и выпущен в 2020 году вторым изданием. Первое напечатали в 2015, и вот уже как минимум 8 поколений пятиклассников учатся по искаженным фактам.

Мы попросили известного ташкентского писателя, журналиста и общественного деятеля Владимира Фетисова прокомментировать пару параграфов:

«Чем чудовищней ложь, тем легче в неё поверят, говорил некогда доктор Геббельс. И яркий пример такой чудовищной лжи представляет собой учебник истории Узбекистана, по которому сегодня учатся узбекские школьники. Оказывается, ещё Пётр I замыслил прибрать к рукам природные богатства Средней Азии. Возникает вопрос: о каких богатствах идёт речь – уран, нефть, полезные ископаемые? Какими такими богатствами владели тогда среднеазиатские ханства? Петром Великим был послан небольшой отряд Бековича-Черкасского с целью найти водный путь в Индию и договориться о торговле с Хивой. Отряд в 200 человек (исключительно для охраны) никак не мог быть угрозой для армий правителей Хивы и Бухары. Что с ним стало. Отряд был под предлогом удобства размещения разделен и уничтожен хивинским ханом, голова Бековича была отправлена в качестве подарка бухарскому эмиру, а из его кожи сделан барабан. Оставшиеся в живых участники похода были проданы в рабство. Но об этом авторы учебника, конечно же не написали».

Всего на трех страницах учебника Владимир Фетисов, автор таких книг как «Устроители Туркестана», «Время первых» и других научно-популярных исторических трудов, обнаружил целый список не соответствующихдействительности фактов. Это и «ляп» о том, что в 1865 году была покорена вся Средняя Азия, хотя дата неверная. Хива в 1873, Туркмения в 1885, причем Бухара и Хива остались независимыми государствами под протекторатом России, которая во внутренние дела ханств не вмешивалась. Еще нашлась подмена фактов об национально-освободительном движении, в качестве которого подана небольшая религиозная стычка. И, конечно, же модная отсылка к сталинским репрессиям, от которых страдали граждане всего Советского Союза, и русские в первую очередь.

Владимир Фетисов приводит еще один подробный разбор:

«Далее, после 1917 года, по версии авторов учебника начинается национально-освободительная борьба за независимость. Одними из лидеров этой борьбы становятся курбаши Мадаминбек, Ибрагим бек и иже с ними. И вновь явная ложь, и подмена понятий. Авторы почему-то не пишут, что бок о бок с басмачами, против красноармейцев сражалась русская Ферганская армия под командованием Константина Монстрова. Они, что тоже сражались за независимость? Нет это была гражданская, классовая война, которая полыхала на всей территории бывшей Империи. В рядах красноармейцев воевали и узбеки, и таджики, и туркмены, и казахи, и киргизы. Заместителем Фрунзе был Карим Хакимов, впоследствии первый посол СССР в Саудовской Аравии. А на стороне басмачей были и русские».

В 2020 году Республиканский центр образования (РЦО) принял Национальную учебную программу, рассчитаннуюдля школ Узбекистана на 5 лет. Ее разработкой занимаются международные эксперты из Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Агентства США по международному развитию (USAID). Они разрабатывают 22 учебных направления. Пишут учебники почти по всем предметам, кроме русского как иностранного, это оставили российским методистам.

Считается, что проект направлен на совершенствование образования в Узбекистане, но нереальные истории из учебников наталкивают ребят на исключительно антироссийские мысли. С детства формируя межнациональную рознь.

Ташкентский писатель, журналист, общественный деятель Владимир Фетисов:

«Не стоит забывать, что и Узбекистан, как государство появился исключительно благодаря Советской России. Очень странно, что узбекские школьники изучают историю по этому лживому учебнику именно сейчас, когда отношения между Узбекистаном и Россией, как никогда очень теплые и дружеские. Об этом говорит хотя бы последний визит президента России в Узбекистан и беспрецедентно душевный, дружеский приём оказанный ему президентом Узбекистана Шавкатом МиромоновичемМирзиёевым. Кроме ненависти к России, этот учебник ничего принести не может».

Сегодня в России учатся около 60 тысяч узбекских студентов, а в республике работают 14 филиалов российских вузов. В сфере высшего образования взаимодействие между Россией и Узбекистаном вполне налажено, а вот школьников, пока их ум нежный и неокрепший, пытаются превратить в русофобов.

А ведь какие песни пели…

https://rutube.ru/video/ad26dee681e1f332830151003c5ede99/?r=wd

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Комментарии (0)

Напишите комментарий

Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.